⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Encased — Зона под куполом. Рецензия
Играли на PC Когда анонс и полноценный релиз проекта разделяют несколько лет, всегда интересно сравнить изначальные обещания с конечным результатом. Три с половиной года назад Dark Crystal Games провела скромную презентацию, поделившись своим видением задуманной игры. Хотя общая концепция осталась в первозданном виде, за прошедшие годы наполеоновские планы поубавили в размахе. Некоторые идеи до релиза не дотянули, другие проглядываются в урезанном виде. А местами, наоборот, получилось даже богаче. Encased — игра, безусловно, амбициозная для маленькой студии. И по мере прохождения это становится всё более заметным. ⇡#Предвкушая тайнуВ начале семидесятых люди обнаружили загадочный Купол. Он словно по волшебству материализовался на окраине пустыни. Конечно, любопытные тут же бросились изучать новое чудо света. Под Куполом оказался целый мир, таящий неизвестные науке технологии. Со временем учёные пришли к выводу, что механизмы и артефакты оставлены кем-то разумным. Праотцами, как их назвали. Ради освоения аномальной зоны была создана корпорация C.R.O.N.U.S., которая к 1976 году получила невиданное влияние и богатство. В это время начинается история Encased. Нам выпадает роль нового сотрудника компании. В числе прочих добровольцев он оказывается в Шпиле — центральном сооружении под Куполом, через которое прибывает персонал и вывозят диковинные находки. А вот люди остаются внутри навсегда — обратно выйти нельзя, что навевает воспоминания о Gothic. Перед стартом, как водится в «классических» RPG, предстоит создать персонажа. Encased старается сразу показать, что впереди нас ждёт богатое ролевое приключение. Конечно, не Pathfinder, но в редакторе легко затеряться на полчаса. Набор настроек практически стандартный. Костяк ролевой системы — атрибуты и способности. Сила, ловкость и прочие характеристики выбираются только на старте, прокачать их по ходу прохождения нельзя — лишь скорректировать предметами или расходниками. Способности, напротив, вы будете улучшать по мере роста в уровне. Они разделены на две категории: боевые и прикладные. Названия, в общем-то, говорят сами за себя. Первая группа определяет, как хорошо вы управляетесь с различным оружием, а вторая позволяет всячески взаимодействовать с миром и NPC. К способностям привязаны активные навыки — удачное решение, и даже странно, что подобное редко встречается. Например, вкладываясь в навык владения лёгким оружием, вы постепенно открываете новые активные умения для стрельбы из пистолетов и дробовиков. Система логичная и прозрачная. Кроме того, персонажа можно наделить перками, которые могут давать мощный бонус ценой определённого штрафа. И наконец, предстоит определиться с Крылом C.R.O.N.U.S., куда вы поступили на службу. Всего их пять, каждое обозначается своим цветом: «белые» учёные, «синие» инженеры, «серебряные» менеджеры, «чёрные» военные и «оранжевые» заключённые, выбравшие смену тюремного срока на опасные работы. Крыло действительно сильно влияет на то, как к протагонисту будут относиться окружающие. «Серебряные» могут позволить себе хамить персоналу и приказывать, в то время как «оранжевый» всегда будет под подозрением в любых бедах. Но кого бы вы ни выбрали, после короткого знакомства со Шпилем и базовыми механиками игры вас отправят на особую миссию — выяснить, почему пропала связь с одним из исследовательских центров. Задание, по сути, является прологом — вы посетите парочку локаций, получите возможность выполнить несколько второстепенных поручений, но в конечном счёте всё закончится Инцидентом. Герой попадёт в стазис на два года и очнётся уже в совсем ином мире под Куполом. Здесь-то Encased и начинается по-настоящему. ⇡#Быстро запряглиВыбравшись из развалин, вы вольны отправиться куда глаза глядят. Мир поделён на десятки локаций, перемещаться между которыми предстоит на глобальной карте. Большинство игровых зон скромны по размеру, но развлекают игрока секретами и событиями. А на некоторых картах можно затеряться на долгие часы. Первое сюжетное поручение ставит перед игроком несколько целей. Выполнять их можно в любом порядке и любым способом. Игра производит впечатление действительно разнообразного и нелинейного приключения. Постоянно натыкаешься на интересные сценки. Вот в баре сидит «оранжевый», которого задирают местные охранники. Вы можете вмешаться и принять любую сторону либо проигнорировать и понаблюдать со стороны. Шериф жалуется на пропажу людей и просит обследовать подозрительную пещеру неподалёку. А болтливую учёную вытурили с работы, и она умоляет помочь вернуться. Ритм выдержан умело. Активностей достаточно, но в потоке второстепенных поручений не теряешься. Encased показывает себя если не выдающейся, то крайне крепкой RPG. Особенно удался исследовательский центр «Магеллан» — комплекс из семи этажей, поделённых между Крыльями. Хотя по основному сюжету здесь дел минут на пятнадцать, я потратил на его изучение с пяток часов, выискивая секреты и участвуя в судьбах местных жителей. Ваши навыки и карьерный путь влияют на возможности, и большинство квестов предусматривают по три-четыре исхода. Интересно изучать сам мир. История C.R.O.N.U.S. и освоения купола с последующим упадком после Инцидента хорошо прописаны. Знакомые мотивы из Fallout и «Пикника на обочине» перемешиваются с собственными идеями, а влияние культового произведения Стругацких прослеживается особенно отчётливо. Общая атмосфера отдаёт скорее ретрофутуризмом, нежели постапокалипсисом. Параллели с Зоной напрашиваются сами собой. Что говорить, здесь даже можно бросать болты в аномалии! На фоне возможностей и ветвистого повествования почти не замечаешь огрехов. Первое время. Впечатление портят разве что досадные мелочи. Интерфейс не самый эффективный: много пустого места, огромные иконки для экипировки, странное устройство журнала. Детали заданий записываются от старых к новым сверху вниз, то есть при просмотре конкретной миссии каждый раз приходится прокручивать журнал в самый низ, чтобы увидеть актуальные детали. Довольно быстро надоедает копаться в контейнерах, собирая в основном хлам (ну вы знаете эту RPG-привычку — «а вдруг пригодится?»). Ящики раскиданы повсюду, и вскоре начинаешь бить себя по рукам, чтобы не лезть в очередную урну. Хотя там могут найтись компоненты для улучшения экипировки… но лимит по весу уже почти достигнут! Отыскать приличное снаряжение в мире проблемно, куда проще его купить. Если найдётся продавец. Погодите, а почему на целое поселение нет ни единого продавца? И где, скажите на милость, взять простую верёвку? Эй, мне нужна верёвка, потому что это единственный путь пройти сюжетное задание! Куда делась моя вариативность? ⇡#Рано выдохлисьПостепенно Encased ослабляет хватку. Во втором акте, когда открывается доступ во все уголки Купола, ждёшь ещё большей свободы и возможностей. А они, наоборот, куда-то пропадают. Казалось бы, вас допускают до личного общения со всеми важными фракциями и сулят возможность поработать на каждую. Система репутации вторит, что вам предстоит крутиться между влиятельными сторонами, выбирая друзей и врагов. И вроде бы формально оно так… формально. На месте я с удивлением обнаружил, что на целой локации, где базируется группа учёных, никто не готов выдать мне второстепенное поручение — выполни сюжетную задачу и катись-ка отсюда. Стоящие кругом терминалы и вычислительные центры отзывались лишь «закрытым доступом», нивелируя ценность вложенных в «Науку» очков способностей. Локации по мере продвижения вперёд всё сильнее мельчают — ничего уровня первых поселений так и не встретится. Хотя попадаются ещё занимательные квесты вроде возможности баллотироваться в мэры, на первое место выходят бесконечный сбор мусора и поиски торговца для сбагривания хабара. Хочется верить, что соратники спасут ситуацию. На вид они довольно харизматичные: мститель с обострённым чувством справедливости и нездорово бледной кожей, алкоголик-телеведущий и даже школьница-киборг, обращающаяся к протагонисту не иначе как «семпай!». Но часы идут, а раздел миссий спутников всё остаётся пустым. В диалоги они не лезут. Лишь изредка принятые решения склоняют показатель вашей репутации в ту или иную сторону. По достижении определённой отметки открывается новая строчка для беседы, но, чтобы добраться до личных поручений, предстоит постараться. Огромное спасибо разработчикам за то, что позволили самолично управлять все партией в бою. После бесславных и бесконечно глупых смертей соратников в ATOM RPG так приятно иметь возможность увести раненого товарища с линии огня. Хотя на этом вся глубина боевой системы заканчивается. Укрытия и влияние высоты, обещанные на анонсе, канули в Лету. У каждого персонажа есть очки действий, которые можно свободно тратить на любые действия: перемещение, стрельбу, активные навыки или применение устройств. На самом деле возможностей-то хватает. Боевые приёмы могут оглушать, ослеплять и ослаблять врагов. Гаджеты позволяют телепортироваться и даже создавать отвлекающие голограммы. Но всё это абсолютно не нужно — палите из всех стволов и бед не знайте. Во всяком случае, у меня на предпоследней сложности такой подход отлично сработал. Не в последнюю очередь благодаря тому, что сделать из героя терминатора легко — очков навыков хватает, чтобы освоить в совершенстве пару типов орудий, стать профессиональным медвежатником, крутым учёным и одарённым переговорщиком. Ещё хватит очков навыков на какое-нибудь выживание с медициной. После чего остаётся влезть в сервоброню (самый страстный привет Fallout), и море станет по колено. Сражения едва ли увлекут надолго. Второстепенные поручения куда-то пропадают, мир пустеет на глазах. Основная история предлагает развилки, но делает это слишком уж в лоб: «Ты зачем мир спасти хочешь? Ради добра или собственной выгоды? А может, вовсе не хочешь?» Подход, прямо скажем, не изящный. До конца удерживают атмосфера и тайна Купола — действительно хочется узнать, чем всё закончится. В Encased куча интересных идей, которые не получают должного развития. Помимо запаса жизни, у каждого создания есть показатель усталости — вы можете оглушать врагов, а не убивать, о чём игра любезно сообщает в начале пути. И в одном из первых квестов вас просят зачистить местность, но, по возможности, избежать смертей. Я честно пошёл накупить нелетальных средств и прокачать нужные навыки, а затем сумел обойтись без крови... чтобы не получить даже устной благодарности. Вероятно, это был баг, но всё равно обидно. Отмечу, что в основном игра неплохо отполирована. Во всяком случае, у меня за всё время сломалось лишь одно второстепенное поручение, и ещё в одной зоне NPC разрешили мне свободно взломать сейф и добраться до важного квестового предмета раньше положенного, но даже это не испортило мне сам квест. А вот управление группой стоит скорректировать — соратники вечно отстают и героически терпят боль в кислоте или под струёй горячего пара, пока не помрут. * * * Encased — хороший дебют для молодой Dark Crystal Games, но, к сожалению, выдыхается раньше, чем по экрану поползут титры. В ней много интересных идей, удачная реализация ролевой системы и хороший сценарий. Авторы не собираются останавливаться — планируют полировать игру дальше и добавлять контент даже после полноценного релиза. С другой стороны, может, с релизом тогда стоило повременить? В конце концов, любителям жанра в сентябре и так есть чем заняться: в Steam гремит Pathfinder: Wrath of the Righteous, а из раннего доступа вырвалась ATOM RPG Trudograd. Достоинства:
Недостатки:
Оценка: 7,0/10 Видео: Encased
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|