⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Жажда скорости: что такое спидраны, как сложнейшие игры пробегаются за смешное время, как ставятся фантастические рекорды и как поступают с мошенниками
Вам наверняка частенько попадаются на глаза новости о невероятных рекордах, которые кажутся просто немыслимыми: кто-то одолевает суровую Sekiro: Shadows Die Twice всего за девятнадцать минут; у кого-то уйдёт час с небольшим на все квесты гильдий в огромной The Elder Scrolls V: Skyrim, а другой мастер потратит смешные девять часов на то, чтобы от корки до корки пройти Grand Theft Auto V. По своей сути спидраны чем-то напоминают спортивные дисциплины. Здесь также многое зависит от тщательной подготовки, продуманной стратегии, продолжительных тренировок, острой концентрации и, конечно, неиссякаемого азарта. А ещё немалую лепту в регулярное обновление рекордов вносит необычайно дружное сообщество: энтузиасты без устали находят новые и более быстрые пути прохождений, экспериментируют с механиками игр, делятся своими находками и методиками и, конечно, искренне поддерживают любимых раннеров. ⇡#DOOM всему головаУпоминания о ранних попытках начать соревноваться в прохождении игр на скорость датируются ещё восьмидесятыми годами прошлого века. Уже тогда игроки хотели показать свою удаль и посоревноваться с другими мастерами со всего света. Но, увы, на пути их мечтаний было несколько технических загвоздок. Ключевая сложность заключалась в проблеме достоверной фиксации результата и его оперативного распространения среди единомышленников. Средства тогда использовались крайне неудобные, и поэтому явление в тот момент не получило массового распространения. Всё изменилось с приходом царя шутеров — DOOM. В легендарном экшене об ожесточённом истреблении исчадий ада на Марсе появилась функция записи игрового процесса. Под «записью», конечно, подразумевается не привычный захват экрана, а регистрация последовательности команд ввода игрока в определённом файле. Им и обменивались первые спидраннеры, загружая свои забеги на ресурсы вроде Compet-n. Кстати, существуют они и по сей день, и даже рекорды там периодически обновляются. Кроме DOOM, у спидраннеров ранней эпохи пользовалась большой популярностью серия Metroid. Её привлекательность состояла в массе уловок, лазеек и глитчей (возможностей использовать особенности игры для совершения не предусмотренных разработчиками действий), что позволяли экспериментировать и постоянно улучшать результаты. Однако использование в спидранах глитчей, багов и разных технических хитростей было не по душе некоторым участникам сообщества — кому-то нравилось проходить игры «чисто»… ⇡#Спидраны — сложные и разныеЭто разделение взглядов на принципы спидраннинга привело к появлению основных дисциплин с характерными особенностями. Например, Any% — наиболее популярная и стремительная категория, где главное требование — пройти игру с любой концовкой, а также используя любые доступные (и разрешённые) технические особенности движка, кода и механик. Порой, смотря такой забег без подготовки, можно даже не понять, что, собственно, происходит. Вот, например, актуальное прохождение The Elder Scrolls IV: Oblivion за умопомрачительные две минуты двадцать одну секунду! В категории Glitchless (буквально с английского «без глитчей») также присутствует свобода выбора путей прохождения. Но эта дисциплина не подразумевает манипуляций с технической частью игры. Как правило, такие забеги идут дольше, но зато зритель почти всегда сможет без труда разобраться в происходящем. Вот, например, скоростное прохождение Resident Evil Village в режиме «Новая игра +» заняло у рекордсмена Nemz38 один час двадцать семь минут. Самая же суровая форма забегов — «100%». Как можно понять из названия, играющему предстоит буквально выполнить все основные и побочные задачи, собрать все коллекционные предметы, открыть все локации и секреты, а также сделать все прочие активности, что подразумеваются проектом. Такие прохождения идут долго и требуют невероятной выносливости, внимательности, памяти и умений. Зато результат оказывается воистину впечатляющим — как вам «стопроцентный» марафон по Red Dead Redemption 2 на тридцать часов двадцать одну минуту! А ещё для разных игр правила в категории могут варьироваться, а условия — дополняться. Например, для GTA V в каждой дисциплине существуют три подкатегории: Classic, No Mission Skips и Mission Skips. Они определяют ключевое условие спидрана — будет ли игрок убивать протагониста три раза подряд в ходе каждой миссии, чтобы их пропускать, или не будет. В любой из категорий требуется исключительное знание как особенностей движка и механик игры, предусмотренных разработчиками, так и разнообразных багов и глитчей (даже в Glitchless, чтобы знать, чего делать нельзя). Поиск такого невероятного количества нюансов в любом проекте занимает неисчислимо много времени и человеческих ресурсов. Поэтому на помощь сообществу приходят инструменты эмуляции, позволяющие находить особые нюансы игр с помощью замедления времени и расширенных возможностей для анализа важной, но скрытой информации (вроде количества кадров на определённое действие, размеров хитбоксов и прочего). Более того, есть даже отдельная техническая категория спидарнов — Tool-Assisted Speedrun. Исключительно эффектная, ведь совершенство обеспечивается точностью машины. А вот использовать такие ухищрения в других категориях строжайше запрещено. Что, впрочем, не останавливало некоторых игроков… ⇡#Моды, интриги, расследованияУвы, даже в таком дружном и открытом сообществе не обходится без мошенников, что пытаются выдать нечестную игру за собственное мастерство. Один из таких случаев — скандал с раннером Anti_, считавшимся одним из лучших по играм серии Grand Theft Auto. Его рекорды поражали воображение — порой даже слишком сильно. Его коллега, спидраннер RoK_24, провёл анализ триумфальной записи рекорда в Vice City и обнаружил странную деталь: каждый раз, когда Anti_ садился на мотоцикл или в машину, при первом нажатии на газ из-под колес вырывался дым от шин. В базовой версии игры этого нет, а техника подозреваемого в нечестной игре раннера загадочным образом ехала быстрее, чем надо. RoK_24 выпустил разоблачающее видео, которое буквально взорвало сообщество. Anti_ был вынужден признаться в «подкручивании» файлов конфигурации с целью ускорения транспорта, публично раскаялся, но это его не спасло — он был навсегда отстранён от мира спидранов. Другой известный скандал также связан с использованием модификаций. Злоупотребил доверием сообщества один из «самых влиятельных создателей контента» по версии YouTube за 2020 год. Необыкновенная удача Dream в ходе «рекордного» спидрана по Minecraft привлекла внимание команды speedrun.com (ключевого ресурса всего сообщества). К делу подошли обстоятельно, составив отчёт с анализом всех действий, вероятностей и совпадений на двадцать девять страниц. Вердикт был неутешительный: шанс, что сложатся подобные условия, равен одному к ста семидесяти семи миллиардам. Dream не стал отстаивать позицию исключительной удачливости и признался в якобы случайном использовании модификации. Сообщество отчасти поверило в чистосердечность раннера. И сейчас он по-прежнему ведёт свой канал на YouTube, делая видео по Minecraft. Однако в рейтинговых таблицах Dream больше не появлялся… Существуют и десятки других, менее громких случаев, связанных с нечестной игрой. И почти все они типовые: талантливый спидраннер хотел стать лучшим и прибег к махинации. Но вот интересная особенность этого сообщества: они люди не только дружные, но и скрупулёзные. А потому каждый обман рано или поздно выплывает наружу, доверие испаряется, а игрок, как правило, предаётся анафеме. ⇡#Хороший спидран, и условия интересные…Впрочем, подобная справедливая суровость идёт рука об руку с хорошим чувством юмора. Спидраны не только зрелищны, но и местами до невозможного уморительны. Взять хотя бы один из стандартных глитчей из Fallout: New Vegas, с помощью которого игрок стреляет собой будто из пушки; или забавную манеру Корво Аттано из Dishonored аккуратно проходить сквозь закрытые двери бочком; или практически левитирующую героиню Mirror’s Edge. Но есть рекорды, которые заставляют удивиться даже самых искушённых поклонников направления. Например, скоростное прохождение Mike Tyson's Punch-Out… с завязанными глазами! Раннеру Sinister1 потребовалось всего тридцать восемь минут, чтобы полностью пройти знаменитый ретро-файтинг и сорвать овации восторженного зала. Рекордсмен создал новую категорию для Mike Tyson's Punch-Out. Правда, сейчас лучший результат категории за раннером Summoningsalt с восемнадцатью минутами тремя секундами — всегда найдётся кто-то ещё более быстрый и ловкий. А ещё с завязанными глазами проходят Sekiro — недавний рекорд поставил раннер Mitchriz, и ушло у него на всё каких-то два часа. Причудливая Getting Over It with Bennett Foddy, возможно, повинна в гибели не меньшего числа мониторов и геймпадов, чем любая из частей «Тёмных душ». Однако игрок под ником Distortion2 сумел пройти её всего за одну минуту пятьдесят шесть секунд. Да как! Не менее эпично выглядит скоростное прохождение игр Mega Man X, Mega Man X2 и Mega Man X3… Одновременно, с использованием лишь одной последовательности действий на троих, да ещё и за сорок три минуты — овации стоя раннеру agwawaf! А ещё одним геймпадом на двоих воспользовались Mr. K и Hurlbat, пройдя Contra III: The Alien Wars всего за тридцать две минуты. Кстати, этот спидран (как и некоторые другие, упомянутые выше) шёл в рамках благотворительной инициативы Games Done Quick, собирающей немалые средства на борьбу с онкологическими заболеваниями в рамках регулярных спидран-мероприятий. *** Наверняка, пока вы читали этот материал, десяток, а то и сотня рекордов стремительно обновились. Именно эта неудержимая динамика, ощущение «здесь и сейчас» и делает спидраны столь увлекательным зрелищем, каждый раз заставляя волноваться за потенциального рекордсмена всем сердцем. А ещё поражает находчивость раннеров и нетривиальность путей прохождения, и, конечно, бурный восторг вызывает сплочённость людей вокруг такого интересного и необычного способа играть в наши любимые игры.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|