Сегодня 22 марта 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

Centum — компиляция ночных кошмаров. Рецензия

⇣ Содержание
Жанр Квест
Издатель Serenity Forge
Разработчик Hack The Publisher
Минимальные требования Процессор Intel Core i5 или эквивалент от AMD, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 1 Гбайт памяти, 2 Гбайт на жёстком диске
Дата выхода 11 марта 2025 года
Локализация Текст
Возрастной ценз От 16 лет
Платформы PC, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox Series X, Xbox Series S, Nintendo Switch
Официальный сайт

Играли на PC

В обзоре Keep Driving я называл игру одним из самых странных релизов последних лет — по большей части из-за игрового процесса, в котором необычным образом сочеталось множество механик. Та же характеристика справедлива и для Centum — в ней геймплей не так удивителен, зато всё остальное настолько странное, что самого слова «странный» недостаточно для описания. Это словно коллекция чьих-то ночных кошмаров, которые нам зачем-то предлагают смотреть, чтобы они подолгу не выходили из головы и у нас.

#Каждый поймет по-своему

Когда запускаешь игру и видишь загрузочный экран, первым делом открывается рабочий стол почти таким же, как на Windows, интерфейсом и разбросанными по нему файлами. Идея не нова — такая механика была в Emily Is Away, Hypnospace Outlaw и ещё нескольких инди-играх, включая Her Story. Но здесь рабочий стол не является основным местом действия — важнее файл под названием _100.bat, при запуске которого попадаешь то ли в игру, то ли в симуляцию, в которой некий судья задаёт нам вопросы.

 Рисунок на стене мы называем своим соседом

Рисунок на стене мы называем своим соседом

Ответы мы не знаем — что ни выбирай, судья обвинит во лжи. Да и есть ли вообще верные ответы? И кто придумал эти варианты? Об этом будешь думать позднее, когда поймёшь, что Centum — игра без чёткой структуры. Мы долго не понимаем, кем мы управляем, зачем совершаем те или иные поступки, кто нас окружает и что вообще происходит. На часть вопросов ответов так и не найти — как только кажется, что вот-вот начинаешь собирать кусочки головоломки, истина растворяется в новых сомнениях. Но бывает и наоборот — в некоторых моментах появляется больше тех самых кусочков, позволяющих составить более-менее понятную картину.

Взять самое начало игры — после непродуктивной беседы с судьёй мы попадаем в одиночную камеру. Герой совершил преступление и его заключили под стражу? Возможно. Но является ли он героем игры, или происходящее развивается за пределами прописанного кода? Ведь у игры должны быть начало и конец, а здесь нам дают прожить в четырёх стенах три дня, после чего всё перезапустится и нужно прозябать в камере по новой. От нас ожидают, что мы сбежим? Непохоже. Но благодаря новым знакомствам (и не только) у героя получается спастись.

 Диалоги так хорошо написаны, что хочется нажать на все варианты и посмотреть все ответы

Диалоги так хорошо написаны, что хочется нажать на все варианты и посмотреть все ответы

Однако, несмотря на обилие диалогов, истина постоянно остаётся размытой. Речи персонажей и описание окружения не то чтобы запутывают, но и к пониманию сути не подводят. Многое остаётся загадкой: почему наш новый друг то уходит, то приходит; почему меняется количество вещей на столе; почему героя восхищает то, что не должно восхищать. Весь этот абсурд отлично дополняет по-хорошему ужасный пиксель-арт, который по мере прохождения впечатляет всё сильнее — если стартовая камера бедна деталями, то следующая локация выглядит гораздо краше. А повествовательные перебивки с анимированными схематичными рисунками приковывают к экрану.

Описание сюжета может показаться туманным и расплывчатым, но иначе никак. Во-первых, потому, что не хочется портить впечатление, — разработчики не просто так организовали игру подобным образом: они хотят, чтобы пользователи сами понемногу распутывали этот клубок. Во-вторых, игра не очень продолжительная — на прохождение уйдёт около четырёх часов, так что любая деталь, которую узнаёшь раньше положенного, делает историю менее интригующей. Стоит лишь сказать, что тема искусственного интеллекта, которую в инди-играх часто поднимают, здесь раскрыта довольно необычным образом — в том числе через геймплейные механики, поскольку некоторые принятые решения формируют личность героя.

 Рабочий стол в игре, кстати, не один

Рабочий стол в игре, кстати, не один

#Квест, но не квест

В целом игровой процесс Centum впечатляет не так сильно, как повествование и визуальный стиль. Проект можно отнести к жанру point-and-click, но с большой натяжкой — мы водим курсором по экрану, иногда можем передвигать объекты, а часть мелких вещей даже кладём себе в карман. Но полноценным квестом всё это игру не делает — в большинстве эпизодов она скорее напоминает визуальную новеллу в необычном стиле.

Нельзя сказать, что геймплей раздражает, но редкие головоломки кажутся добавленными просто для того, чтобы игру не описывали словами «визуальная новелла». Оригинальностью они не блещут, необычных механик нет — один из «пазлов» вообще требует прочесть текст в файле и нажать на объекты в указанном порядке. Причём эта «головоломка» почему-то не выполнялась у меня с первых попыток — я даже прохождение нашёл, где предлагалось то же решение. Потом игра всё же решила меня пощадить и позволила пройти этот момент, но осадочек остался.

 Изображения города получились особенно красивыми

Изображения города получились особенно красивыми

Ещё здесь есть мини-игры, часть которых обязательна для прохождения, и это очень примитивные развлечения — даже копию тех самых «танчиков» добавили. Они вроде бы вписываются в историю, но тоже как будто не очень нужны — даже если проигрываешь, их можно сразу перезапустить, а с третьей попытки игра вообще их упрощает, чтобы вы уж точно победили. К повествованию их привязали, но это не отменяет того, что геймплейно они не удались и сильно отвлекают от всего остального. Сразу вспоминается Harold Halibut, в которой тоже очень большой упор сделан на сюжет, из-за чего редкие вкрапления мини-игр кажутся скорее лишними, чем развлекающими.

***

Centum, несмотря на разочаровывающий геймплей, оставляет очень яркое впечатление. Трудно сформулировать, какие именно эмоции она вызывает — восхищение ли, непонимание, отвращение, ужас или что-то ещё. Главное, что после прохождения она не выветривается из памяти, поскольку найти что-то на неё похожее практически невозможно. Вряд ли Centum удастся завоевать большую популярность, ведь её ключевая особенность — это загадочность и метафоричность истории. Но тем, кто обратит на неё внимание, наверняка будет что вспомнить.

Достоинства:

  • увлекательный сюжет, переполненный загадками;
  • красиво написанные диалоги и монологи, в том числе в русской версии;
  • шикарный пиксель-арт и отличное жонглирование его разными стилями;
  • очень атмосферный саундтрек.

Недостатки:

  • загадочность истории не всем придётся по душе;
  • геймплейные механики на фоне всего остального кажутся слишком примитивными.

Графика

Великолепно нарисованные локации и персонажи, а также здорово анимированные ролики делают здешний пиксель-арт ярким и запоминающимся.

Звук

Персонажи не озвучены, слышно лишь музыку в разных стилях — все треки получились шикарными и атмосферными.

Одиночная игра

То ли квест, то ли визуальная новелла — геймплей не впечатляет, но повествование побуждает пройти игру одним махом.

Оценочное время прохождения

От 4 до 5 часов.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

Странная и необычная Centum надолго запомнится, а спустя месяцы и годы к ней наверняка захочется вернуться — вряд ли в ближайшее время выйдет ещё что-то настолько же абсурдное.

Подробнее о системе оценок

Оценка: 8,0/10

Видео:

     
     
    ⇣ Содержание
    Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
    ⇣ Комментарии
    Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
    Все комментарии премодерируются.
    Комментарии загружаются...

    window-new
    Soft
    Hard
    Тренды 🔥
    Частое использование ChatGPT и других ИИ-ботов может привести к обострению чувства одиночества 37 мин.
    Keenetic с задержкой призналась пользователям о взломе базы данных своего мобильного приложения 3 ч.
    Roblox оказалась антилидером по числу киберпреступлений в 2025 году 7 ч.
    Существующие акционеры ByteDance являются фаворитами готовящейся в США сделки по TikTok 7 ч.
    ИИ-поисковик Perplexity собрался купить TikTok, открыть его алгоритм и поменять его до неузнаваемости 12 ч.
    Новая статья: Centum — компиляция ночных кошмаров. Рецензия 13 ч.
    Отечественные решения серверной виртуализации захватили 60,2 % рынка РФ, но VMware не сдаётся 14 ч.
    Microids запустила в Steam бесплатную раздачу Amerzone: The Explorer’s Legacy — первой игры создателя Syberia 14 ч.
    Голливудские компании начали борьбу за право экранизировать Split Fiction 14 ч.
    Funcom объявила полные системные требования Dune: Awakening и рассказала, как будет развивать игру 16 ч.
    В США поставили на поток производство человекообразных роботов Figure — скоро они появятся в домах и на заводах 30 мин.
    Японцы построили умного домашнего робота Mi-Mo, скрестив лампу Pixar и табурет 33 мин.
    Французы разработали «домашнюю» систему хранения энергии в сжатом воздухе 2 ч.
    Чтобы дыня не треснула: глава Xiaomi оригинальным образом продемонстрировал прочность фирменных батарей для электромобилей 6 ч.
    Редкий компьютер Apple-1 Bayville продали на аукционе за $375 000 7 ч.
    Парализованный пациент обрёл способность управлять роботизированной рукой силой мысли 15 ч.
    Представлен планшет Honor Pad X9a с 11,5-дюймовым дисплеем и батареей на 8300 мА·ч 16 ч.
    Bigscreen представила стограммовые VR-очки Beyond 2 с опциональным отслеживанием глаз 17 ч.
    Рынок VR-гарнитур упал в прошлом году — его почти целиком захватила Meta, а у Apple продажи скатились 19 ч.
    Google отказалась от услуг Samsung и разработала чип Tensor G5 для Pixel 10 почти самостоятельно 19 ч.