⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Хроники PC - Гейминга: Выпуск 154
Следующая мысль - о том, насколько похвально для скромной компании ZootFly, может даже и неизвестной ранее (ранее они занимались разработкой второсортных проектов), сделать далеко не самую простую во всех отношениях игру. Проходя "Panzer EA" всё дальше и дальше, не устаешь удивляться множеству мелочей, решений и воссозданных задумок, в своей совокупности и отделяющих настоящую игру от такой же, но сделанной без особого стремления сделать шедевр. Финалом подобных размышлений становится осознание наличия достойного мультиплеера. Специально для тестирования которого, была взята локализованная версия, вполне качественно переведённая компанией Руссобит-М. Помимо локальной сети, многопользовательский режим поддерживает также сражения через интернет, в которых можно получить уникальный и ценный игровой опыт. Достаточно, чтобы заинтересоваться? Более чем. Если углубиться в детали, то это выглядит примерно так: нам выдаётся танк - в стандартном режиме управления мы контролируем его передвижения, как полагается в шутерах, комбинацией клавиш "WASD": вперед, назад и повороты. В облегченном варианте просто указываете при помощи всё тех же клавишей, в какую сторону относительно взгляда играющего нужно двигаться, после чего сам танк туда и едет. Рекомендую выбрать первый режим, хотя придется привыкать к инвертированным зачем-то задним поворотам. Второй - приносит меньше удовольствия и к тому же страдает некоторой задержкой в выполнении команд, чего-то долго просчитывает компьютер, наверное. Управление башней осуществляется при помощи мыши - мы перемещаем прицел, следом за ним поворачивается и башня. Причем "перекрестие" может вращаться очень быстро, обеспечивая замечательно эффективный обзор. Отставание же второй не настолько серьезно, чтобы вызывать дискомфорт, но достаточно заметно, чтобы вносить на поле битвы дополнительный фактор: стрелять с поворотами башни так же проблематично, как и открывать огонь в движении. Стрелять - это то, чем в этой игре заниматься приходится постоянно. Стрелять по людям, укрепленным сооружениям, технике врага, даже по … бронепоездам (определенно "недоэксплуатированная" пока тема Второй Мировой). Для ведения огня предназначается пушка, за которую отвечает левая клавиша мыши, с обычно нереально большим запасом боеприпасов, и бортовой пулемет (соответственно, правая мышиная кнопка), боекомплект которого вообще вечен, но ограничен схемой "перегрев-остывание". Тип снарядов всего один (в большинстве симуляторов они делятся хотя бы на противопехотные и бронебойные), пулемет почти неэффективен против бронированных целей, но хорош для всего остального. Возможность ездить доставляет практически не меньшее удовольствие. Этот аспект всегда зависит от многих факторов: физики движения, анимации бронетехники, взаимодействия с местностью и ее структурой. Все это здесь выполнено на пять баллов (ну может быть с крошечным минусом): почти ничто на поле боя не может поставить вас в тупик или заведомо в проигрышное положение, но многое может увести от оптимального режима перемещения, и этот вызов, стало быть, провоцирует интерес, определенную концентрацию на контроле шасси. Так, прекрасно работает достаточно разнообразный рельеф - взбираясь на горки, вы замедляетесь, катясь вниз - ускоряетесь. Влияет на перемещение и тип грунта, и разбросанные мелкие препятствия. Сталкиваясь с чем-то непреодолимым - слишком крутым подъемом или противотанковым "ежом" - машина становится на дыбы, правдоподобно заваливается (совсем перевернуть ее ни разу не удалось). При запуске двигателя замечательно дергается, медленно трогается с места - как бы давая понять, какая жуткая мощь скрывается под ее броней. Одно сплошное удовольствие от процесса: при движении танк покачивается в такт неровностям грунта, с легкостью валит деревья, пускает клубы черного дыма, сносит некоторые объекты на локации. Возьмите на заметку одну интересную особенность относительно разрушаемости - что трудно развалить, то значит можно расстрелять. В дополнение к основным боевым возможностям, существует и ряд вторичных. Чрезвычайно полезным оказался бинокль, позволяющий с регулируемым приближением рассмотреть удаленные объекты. Более того, он является еще и подручным средством для "снятия" особо отдалённых целей: наведя в бинокле, можно закрыть его и произвести выстрел, который попадёт точно в цель (если вы при этом не сдвинулись с места): баллистики в игре нет, снаряд летит по прямой. Что конечно многим любителям симуляторов не понравится, впрочем, обычным пользователям (тем, кто не против поиграть в оригинальный экшен) такое придётся по душе. Кроме бинокля, есть еще время от времени доступные спецвозможности: к примеру, вызывать авиационный удар, установить мины и т.д. В нашем распоряжении также имеется возможность командовать напарниками, время от времени появляющимся вместе с нами. При помощи трех кнопок-команд, дополнительно модифицируемых положением башни (!) - можно приказывать идти в атаку (да еще выбирая, фронтальную, например, или фланговую), атаковать выбранную цель, возвращаться на позицию или оборонять ее. Нужна даже отдельная команда для перезарядки и ремонта на сервисных станциях. Почему такие простые действия бойцы не могут сделать сами, не очень ясно на первый взгляд, но всякий, кто играл в "Mechwarrior", ремонтируясь прямо посреди сражения, наверняка оценит этот тактический нюанс. Присматривать за ремонтом и заправкой напарников надо обязательно - не являясь бессмертными, они могут быть повреждены и уничтожены, что усложнит дальнейшее прохождение. Именно с напарниками связаны и два минуса из небольшого количества все же замеченных в этой игре. Во-первых, есть некоторые проблемки с нахождением оптимального пути, в силу чего наблюдалось даже "прыганье" и "телепортация" сотоварищей. Во-вторых, система команд толком не объяснена, до нее приходится доходить на собственном опыте, методом проб и ошибок. Все вышеперечисленные возможности не имели бы, конечно, возможности оказывать на игрока эффектное воздействие, если бы не достойная их визуализация. Построена она в данном случае на трюках. Графический движок - не слишком удивляет. Впечатление от разнообразного и вполне реалистичного рельефа и качественных дизайнов зданий и машин - портится далекими от идеала текстурами, простенькими моделями людей и второстепенных объектов, достаточно среднего качества небом. Но все это магически преображается в динамическом процессе, будучи обильно сдобренным эффектами, которые у разработчиков вышли великолепно (а выходят таковыми далеко не у всех): взрывами, огнем и дымом. Снесенные до основания деревни, горящие черные остовы танков, испускающие едкий дым, разрывы снарядов и авиабомб - в сочетании с отличными видами "вдаль до горизонта" это создает картинки, попросту не способные не радовать взгляд, зачастую буквально "апокалипсические". Удивительно, но дальние пейзажи выглядят зачастую привлекательнее, чем-то, что под самым носом. Все это прекрасно дополнено еще одним "глобальным" спецэффектом: наполняющими небо самолетами, что проносятся, время от времени, чуть ли не прямо над вашей башней, занимаясь своими собственными делами: бомбежками, охотой друг на друга. Выглядит тоже красиво. "Продираться" сквозь этот военный спектакль Вы можете, как упоминалось - активно вращая камерой (с регулируемым приближением вплоть до вида почти из глаз), так что проблемы "не заметил" для обычного человека обычно не существует. Проблемы "края карты" тоже, как ни странно, нет - хотя игра не предоставляет полной свободы действий на полностью доступной местности. Она маскирует границы "операционного коридора" так умело, что ощущение свободы практически полное. Кроме того, "коридор" всегда так широк, чтобы у вас обязательно оставалось пространство для выбора локальной тактики действий. Большинство задач можно решить не то чтобы разными, но непохожими уж точно путями: нельзя вообще не зачистить деревню по пути, но можно заехать на нее по центральной улице, а можно обойти с огородов. Если в случае прохождения основы миссии такие нюансы и не слишком актуальны, в "горячие моменты" хочется помянуть разработчиков добрым словом. Сложный бой - чаще не линейное повторение одного и того же, а творческий процесс поиска решения. Основной минус однопользовательской кампании, разбитой фактически на три блока (немцы, СССР, Союзники) - это повторяемость игрового процесса, его однообразие. Сменяются ли равнины лесами, пляжами или городскими кварталами (город Сталинград), приходит ли на смену лету зима - формула процесса остается одной и той же: получить приказ двигаться в точку А; уничтожить все что сопротивляется по дороге (бесстрашная пехота, коварно прячущиеся пушки, агрессивные танки); минимизировать при этом свои повреждение и затраты боезапаса; "подкрепиться" ремонтом и снабжением, если есть такая возможность; повторить то же самое для точки B. Иногда взять штурмом что-нибудь особенно укрепленное, изредка кого-нибудь защитить. Достижения закрепляются автосохранением на достаточно удаленных друг от друга "чекпойнтах" - в силу чего смерть весьма неприятна, и ее активно хочется избегать. Благо, изрядный запас прочности вашей машины позволяет ощутить обеспокоенность выживанием заблаговременно. К сожалению, тяжёлые повреждения никак не отражаются на боевых свойствах танка - работает только индикатор да начинающиеся на последнем издыхании словесные предупреждения экипажа. Чтобы наслаждаться игрой, важно понять такой момент: "однотонность" не то чтобы портит игру - просто, вместо того, чтобы развлекать игрока изощренными миссиями и сюжетом, авторы сконцентрировались на извлечении максимума удовольствия от самого процесса, в чем, впрочем, преуспели. "PEA" больше подходит для постепенного многодневного прохождения небольшими порциями, чем пройти сразу всю (или все) кампанию за один день. Конечно, кого-то это может и огорчить. Но явно не тех, кто обладает высокоскоростным интернет-каналом. Ведь им доступен глобальный мультиплейер - и в "Panzer Elite Action" он, ещё раз повторимся, более чем любопытен. В этом свете выглядит странной безалаберность европейского издателя, не установившего для своего продукта хотя бы один постоянно работающий сервер. Забавный случай произошёл с нами в ходе теста: войдя в менеджер доступных сетевых подключений (игровых серверов) мы обнаружили пустоту. Однако стоило только создать единственный на всю планету сервер, как подключился игрок, потом еще один, не прошло и пятнадцати минут, как на поле боя сражалось две команды - 16 против 16 (есть карты, рассчитанные и на меньшее количество игроков) при максимуме до 32 человек на одну карту. Хотя пустынность мультиплея, конечно, минус значительный - всегда можно попытаться собрать людей, желающих пострелять, сидя в танках, через форум, или просто "заразить" игрушкой друзей и устраивать онлайновые междусобойчики. Потому как дело стоит того - игровой процесс поразительно напоминает Battlefield, и в то же время, ясное дело, концентрирован именно на бронетанковом аспекте, можно не отвлекаться ни на пехоту, ни на авиацию. Точно так же, как в BF выбирается профессия солдата - здесь выбирается "специальность" танка: легкий и быстрый может вызывать авиацию, средний может устанавливать малозаметные, но все же различимые и очень эффективные мины, самый тяжелый и прочный может запросить сброс контейнера поддержки (плюс каждый танк может сыграть в "камикадзе", самоуничтожившись). Точно так же, Вы можете выбрать "возрождение" на одной из переходящих ключевых точек, преимущественно за которые и идет борьба. В многопользовательской игре куда больше, чем в "сингле", востребованы "профессиональные" умения (именно игрока лично, а не его персонажа!). Навыки распознавания движения среди помех, расчетов упреждений, совмещения маневрирования с точной и умной стрельбой (наносимые повреждения зависят от места попадания), почти что доведённая до автоматики техника вождения среди препятствий (неожиданная остановка во время перестрелки чаще всего означает гибель). ИИ соперников здесь достаточно неплох, но живые противники - есть живые противники и это совершенно иной уровень удовольствия. Важно: если игра идет между знакомыми, рекомендуем сразу озаботиться голосовой связью между членами команды. Имеющихся текстовых чатов (для всей игры и "внутрикомандного" общения) явно недостаточно для полноценной координации действий, а ведь именно она со всей очевидностью позволит тут творить чудеса и получать от процесса удвоенный или даже утроенный интерес. Если вдуматься - это ведь одна из немногих на рынке игр, в силу невысокого темпа действия, позиционности и хитрых особенностей, в которой задействованы в первую очередь мозги, а не рефлексы. Теперь же немножко про звук. Вводные, их "озвучка", реплики по ходу сценария потерпели, на мой взгляд, крах в деле укрепления игровой атмосферы. У них явно есть претензия на нагнетание реализма, но дело в том, что ощущения-то в полной мере от игры аркадные. Не игрушечные, но все же и не серьезные - в итоге несовместимость. Чуть лучше мог бы быть и звук - не более чем четверка ему. Все надобности вроде бы обслужены, но специального удовольствия нет ни от музыки, ни от спецэффектов. В силу этого и радость от совершения выстрела - ниже, чем могла бы быть. Итого: очень правильная игра с отличным глобальным мультиплеером. Несложная, хорошо сделанная, предлагающая геймплей, давно уже на рынке не наблюдавшийся. Подойдет в какой-то мере даже любителям трудностей: выставление уровня сложности на максимальный превращает прохождение в нешуточный вызов. Но вот чувства серьезных любителей виртуальных танков может и оскорбить - уж слишком многим жертвует в угоду простоте и веселью. Впрочем, очень скоро ожидается дополнение "Dunes of War" - посмотрим, что будет там. Было бы славно добавить самоходок, экспериментальных машин, военной экзотики, а то очень уж мало, при всем разнообразии моделей, танки в "PEA" отличаются друг от друга незначительно физически, но больше, конечно визуально. American McGee's Bad Day L.A.
Сама забавность заключается, собственно, в том, что на редкость много игровых ресурсов (а заодно и наших коллег-журналистов) в целом довольно пессимистично оценило игру, поставив ей в среднем от трёх до четырёх баллов по десятибалльной шкале. При этом многие также несколько грубо относятся к тем статьям, в которых игра была высоко оценена, считая их "заказными". И как-то искренне и дружно это делают. Как будто знают всё и про всех.
А потому, сразу ВАЖНОЕ предупреждение: если Вам омерзительны Бивис и Баттхед (когда-то по известному музыкальному каналу их показывали), Вы ничего смешного не видите в "South Park" и его обитателях, неловко себя чувствуете от "туалетного" юмора и полагаете, что первая, классическая картина "Тупой и еще Тупее" снята о безнадёжно нездоровых, "недоумеваете", и с неподдельным сомнением восклицаете "И это смешно?" при виде сцены, где карапузом пользуются вместо футбольного мяча - Вам нет смысла ни читать дальше этот текст, ни обращать какое бы то ни было внимание на игру. Потому что она, по сути, брат-близнец вызывающе "неполиткорректного" "Postal". Но если тот позиционировался, в общем, как серьёзный проект, играя на том, чтобы позволить человеку выпустить внутренний пар, то "BDLA" специализируется на жестоком, зачастую нарочито беспредельных насмешек над всем, что только можно и нельзя. Заметьте, такого ещё не было ни в одной игре - почти никаких ограничений. Экстремальный цинизм, "наичернейший" юмор - всё это ждёт вас в ходе игрового процесса от главного героя, как под нашим прямым контролем, так и в ходе сюжетных сценок. Но это, по крайней мере, логично. Есть, наверное, люди, использующие подобные шутки просто потому, что других не знают. Но мне представляется, что большая часть тех, кто их придумывает - делают это потому, что им уже поперек горла стоит ханжески-напускные (или же - наиболее распространенные на сегодняшний день) "благонравие", "пристойность" и иного рода приличия. А если уж "подкалывать этих "пингвинчиков", по выражению одной жутко неприличной девицы из одного жутко старого кино, то уж пускаться во все тяжкие, идти в этом вопросе до самого конца. Невозможно "переступить черту", потому что никакой черты нет. И даже спорить не стану, что главный герой пошл, вульгарен, безвкусен, отвратителен, вообще выглядит полным ничтожеством. Это так, и все его реплики не просто не смешны и тупы, а изысканно не смешны и редкостно тупы. Но в этом-то и соль, здешний юмор "строится" как раз именно на отсутствии юмора как такового - бывает и такое. В том, чтобы подсунуть игроку такого необычного главного героя, чтобы это само по себе было издевательством и насмешкой уже над самим игроком. При всей привлекательности "Чувака" из "Postal" - в нем можно было найти определенное обаяние и позитив. Идентифицировать себя с бомжем Энтони - гарантированно не захочется никому. Или же захочется в какой-то момент, увидев, что под маской отвратительности, цинизма, эгоизма и бескультурья может скрываться подчас больше человеческого, чем в так называемых "добропорядочных" гражданах? Ведь чем занимаются граждане, когда с их городом случаются все наиболее стереотипные катастрофы, запрограммированные в массовом сознании Голливудом: биологическая атака террористов с помощью самолетов, землетрясение, падение метеоритов, вторжение мексиканцев, превращение людей в зомби и прочие ужасные катастрофы? Они эгоистично спасают самих себя, наплевательски относясь к другим. Они мародерствуют, "вопят" и причитают, сходя с ума, бестолково бегают - в то время как относительно немногие, в том числе ваш герой и его весьма умные спутники, пытаются что-то сделать. По крайней мере, спастись из всего этого безумия. Безумие в городе просто великолепное, некий фантасмагорический сюрреализм. Исковерканные катастрофами улицы, где с одной стороны струится ядовитый газ, с другой зияют огромные провалы, а посередине мечется обезумевшая толпа, постоянно смешивающаяся с зомби, дерущаяся с ними и друг с другом, непрестанно восклицающая повторяющиеся выражения, достойные лучших представителей треш-кино: "Идите в холмы!", "Мир сошел с ума!". Говорящие белки, всегда готовые помочь советом - мы так и не поняли, кстати, им или не им принадлежит пародия на "Цыпленка Цыпу": "Небо падает!". Сама эта совершенно неповторимая атмосфера, созданная как будто специально для Карабаса-Барабаса (был такой сказочный герой) - когда самое время ему воскликнуть "Да это просто праздник какой-то!" - доходит до пределов абсурда. В основном в те моменты, когда главный герой проходит мимо "музыкальных" источников: звучат такие подчас веселые задорные мелодии (и их в игре, судя по обещаниям, сотня!) на фоне такой бредовой суматохи, что этот контраст способен довести впечатлительного наблюдателя до состояния буквально-таки мозгового штопора. А ведь есть еще и видеоролики, много. И все они потрясающие! Отменное веселье - словосочетание, которое все равно бледно, пожалуй, передает суть этих "мультяшек", эти видеокомиксы в полном смысле этого слова, заставляющие припомнить классику вроде мультов "Heavy Metal", культовый трэшевый "хардкор". А почему эти замечательные комиксы так хорошо сочетаются с визуальным рядом игры? Да потому что этот ряд выполнен в стиле cel-shading, то есть обсчет картинки "под мультипликацию". Такой стиль мы уже видели, конечно - что в японских консольных хитах, что в не особо популярном PC-шутере "XIII". Но всё же графика "XIII" - и не может составить конкуренцию живым и сочным картинкам "Bad Day", это уж можете поверить. И дело не в новизне - дело в умелом применении. Геймплей, действительно, будучи изъятым из антуража - совсем незамысловатый и даже где-то странный. Бегать среди хаотических картин, сражаться с возрождающимися врагами, вывести которых под корень нет никакой возможности. Делать хорошие поступки - тушить и лечить людей, лечить или убивать зомби, пресекать мародерство, будучи вынужденными обстоятельствами, совершать и плохие. А от благопристойного поведения персонажа зависит агрессия по отношению к нему "положительных жителей" и частично сюжет. Пользоваться против целей по своему усмотрению монтировкой, дробовиком, автоматом, "снайперкой", огнеметом и гранатометом, а также помощью одного из четырех полностью автоматических переключаемых компаньонов, имеющих каждый свою незамысловатую функцию: мачо, к примеру, бегает вокруг и режет бензопилой зомби, так что вы не станете его иcпользовать в моменты, когда вы хотите лечить зомби (например, для выполнения очередного нелепого сюжетного условия). Но всё-таки геймплей тут - только средство немного растянуть пребывание в интерактивном шоу: гротескном, издевательском, высмеивающем как множество штампов в частности, так и саму идею политкорректности в целом. Привлекательность которого, на 90% в атмосфере, в желании или нежелании то ли играющего, то ли зрителя, перенестись в такой вот сумасшедший мирок. Впрочем, это некоторое преувеличение, конечно. Гонка, например, по сумасшедшему городу в бронированной "скорой помощи", оборудованной крупнокалиберным пулеметом - поверьте, не менее увлекательно, чем какие-нибудь бойни в тактических шутерах от NovaLogic (откуда, скорее всего, и позаимствованы). Увлекающий такой геймплей. Сочный, яркий. Итого: впечатление от игры может быть либо отвратительным, либо отличным - зависит от мировоззрения. На самом деле, чтобы сделать выпуском данной игры еще острее дискуссию о том, что такое настоящее чувство юмора - способность воспринимать юмор в максимально широком или же максимально глубоком смысле - для перевода этой игры издательству Акелла стоило пригласить Гоблина - человека, "съевшего" не одну собаку на создании "шедевров" в области смешных переводов. P.S. В игре есть технические проблемы. Как сменить разрешение - неясно, хотя ходят слухи, что можно. Частота развертки тоже не регулируется штатными средствами. С кем-то из трех джойстиков и двух мышей возникал конфликт. Чтобы главное меню заработало, пришлось физически отключить все, кроме одной мышки. Кстати, если ваша версия от Акеллы, то в директории с игрой лежит маленькая, но забавная и полезная инструкция в формате PDF на русском языке.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|