Сегодня 04 июля 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

Tomb Raider (2013) — рождение легенды. Рецензия

⇣ Содержание
Жанр Экшен от третьего лица
Издатель Square Enix
Издатель в России «1С-СофтКлаб»
Разработчик Crystal Dynamics
Минимальные требования Процессор Intel Core 2 Duo 1,86 ГГц/AMD Athlon 64 X2 2,1 ГГц, 1 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c и 256 Мбайт памяти, например NVIDIA GeForce 8600 GT/AMD ATI Radeon HD 2600 XT, 12 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i5 Quad 2,4 ГГц/AMD Phenom II X2 3,4 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 512 Мбайт памяти, например AMD ATI Radeon HD 5870/NVIDIA GeForce GTX 480
Дата выхода 5 марта 2013 года
Возрастной ценз от 17 лет
Платформы PC, Xbox 360, PlayStation 3
Официальный сайт

Игра протестирована на PC

Перезагрузка — дело не новое для многих игровых серий. Однако решение начать все заново может в равной степени как вывести франшизу на новые высоты, так и с легкостью погубить её. Не будем приводить конкретные примеры и растягивать повествование, а сразу перейдем к сути. Crystal Dynamics удалось пойти по первому пути, вернув несравненную Лару Крофт на арену приключенческих экшенов первой величины. И Лара пришла во всеоружии.

Отрадно, что при этом разработчики не пытались изобрести велосипед, предпочтя инновациям тщательность в реализации давно проверенных и работающих идей. В результате все составляющие настолько ладно подогнаны друг к другу, что позволяют полностью окунуться в происходящее и пройти вместе с главной героиней путь от неуверенной студентки до матерой расхитительницы гробниц. Пиарщики Square Enix не лукавят — перед нами действительно рождение легенды.

#Остаться в живых

Не ошибемся, если предположим, что многие поклонники сериала когда-нибудь задавали себе вопрос: как проходило становление Лары Крофт, с чего все началось? Что ж, Tomb Raider 2013 полностью удовлетворяет подобное любопытство.

Вместе с командой корабля «Эндьюранс» молодая Лара отправляется в экспедицию к берегам Японии. Однако, войдя в Треугольник Дракона, судно попадает в шторм, и его, как дохлого кита, выносит на берег таинственного острова. Наша героиня оказывается отрезанной от остальных — она ранена и уязвима, а местные обитатели, кажется, совсем не прочь этим воспользоваться. Борьба за выживание началась.

И это — только начало

Количество страданий, которые сваливаются на девушку, превышает все мыслимые пределы. Только за первые полчаса она обжигается, падает на металлический прут, царапается, ранится и бьется так, что, кажется, любой на её месте давным-давно сложил бы лапки и беспомощно ждал конца. Но все эти мучения лишь закаляют Лару — стиснув зубы, она продолжает идти вперед. Глядя на это, совершенно незаметно втягиваешься в происходящее и начинаешь сопереживать и симпатизировать героине, радуясь каждому незначительному успеху так, как будто дело касается лично вас. Tomb Raider вызывает удивительное чувство присутствия, которого обычно так не хватает играм от третьего лица.

#Земля испытаний

Антураж для происходящего подобран превосходно. На хмуром закате сквозь низкие облака пробиваются последние лучи света, предвещающие такую темную ночь, что без факела никак не обойтись. Это не тропическая идиллия Far Cry, а настоящая земля испытаний, испещренная серыми скалами и заросшая жесткой темно-зеленой травой, тревожно раскачивающейся на ветру. Да и пляжи трудно назвать идеальным местом для отдыха — кругом покоятся останки самых разных кораблей, от судов викингов до некогда грозных боевых машин Второй мировой.

Коварный остров уже давно служит последним местом стоянки для тех, кто имел неосторожность приблизиться к нему. Немногочисленные выжившие строят неказистые жилища и механизмы из подручных средств, мусора и обломков. Эти жалкие потуги особенно колоритно смотрятся на фоне военных объектов полувековой давности, а также величавых древних храмов, которые, кажется, своими вершинами упираются в грозовые облака.

Эта земля одновременно и сурова, и прекрасна — в точности как императрица Солнца Пимико, правившая здесь много сотен лет назад. К слову, в основу истории Tomb Raider легли реальные исторические сведения о древнем японском государстве Яматай, однако сценаристы их творчески переработали и добавили щедрую порцию восточной мистики. Получилось удивительно органично и при этом вполне подходит главенствующей теме духовного развития Лары.

Пожалуй, у сюжета есть лишь одна проблема. Исследуя просторные локации и находя различные записки, дневники и книги, мы узнаем больше об истории острова и его обитателях (как текущих, так и оставшихся в тени прошлого). Лишь слегка отходя в сторону и посвящая коллекционированию записей немного времени, вы сможете составить цельную картину происходящего и даже предсказать финал. При этом сама Лара на ваши преждевременные открытия не реагирует, «осознавая» происходящее только в строго отведенных для этого сценах — в сюжетных роликах и во время диалогов. Такой вот неприятный диссонанс.

#Убей или умри

Зато игровой процесс таких просчетов лишен — все настолько выверено и отшлифовано, что не оставляет лазейки для возмущения. Основа Tomb Raider состоит из нескольких ключевых элементов — это перестрелки, исследование и перемещение по острову, а также решение периодически возникающих на пути головоломок. Во всех этих аспектах, как и в истории, прослеживается идея непрерывного развития главной героини. К примеру, поначалу у Лары нет ничего, кроме примитивного лука, из которого и кролика трудно подстрелить, не говоря уже о человеке. В дальнейшем мы обзаведемся пистолетом, дробовиком и автоматической винтовкой. Арсенал не стоит на месте — его можно и нужно улучшать, доставая из ящиков и карманов мертвецов уже ненужные им запчасти.

Стрелять из всего этого не менее приятно, чем наблюдать превращение ржавого обреза в плюющуюся огнем грозу заблудших душ проклятого острова. В этом плане Tomb Raider представляет собой добротный шутер с укрытиями. Прицеливание, отдача, издаваемые стволами звуки — все это реализовано прекрасно. А враги, хоть и не отличаются особой изворотливостью, не дают заскучать. Бойцы ближнего боя сокращают дистанцию, стрелки поливают пулями и стрелами из укрытий, а «пиротехники» не гнушаются забрасывать Лару гранатами и зажигательными смесями.

Вообще, все здесь провоцирует сражаться агрессивно и не отсиживаться в укрытии. Противники всегда нападают разнообразными группами — приходится уклоняться от взрывоопасных «подарков» и постоянно переключаться между всеми видами оружия, уничтожая то подобравшегося близко парня с внушительным тесаком, то засевшего в отдалении автоматчика. Кстати, уклоняться от ударов в ближнем бою легко, однако брутальные добивания поддерживают интерес к дракам лицом к лицу.

За секунду до…

Отправив на тот свет десяток-другой негодяев, вы наконец сможете отдышаться. Небольшие, но насыщенные многоуровневые локации позволяют передохнуть от экшена и заняться собирательством. Как настоящий археолог и исследователь, Лара проявляет интерес ко всему: к книгам, дневникам, древним артефактам и, конечно же, секретным гробницам. Разработчики словно напоминают, что игра не зря называется Tomb Raider — в мрачной пещере, скрывающей святилище или усыпальницу, проект больше всего становится похожим на своих предшественниц. Чтобы разгадать очередную загадку (все они завязаны на правильном применении местной физики), необходимо остановиться и немного подумать, причем чем дальше по сюжету вы продвигаетесь, тем сложнее будут задачки. Однако никаких мозголомных трудностей не возникнет даже в самом конце.

Есть в Tomb Raider и моменты, когда игра частично лишает нас контроля над героиней, взвинчивая темп до каких-то сумасшедших высот. Когда Лара экстренно сплавляется по реке на пятой точке или несется среди вековечных сосен с парашютом, думать становится смертельно опасно. Приоритет переходит к спинному мозгу, от которого требуется лишь вовремя уклоняться от острых веток или, скажем, стрелять в попадающиеся на пути препятствия. Казалось бы — банальный линейный аттракцион, которых мы видели тысячи, но зажигательная постановка уносит такие мысли куда-то далеко.

Стоит сказать, что красивой постановке и правильной подаче всего и вся Crystal Dynamics уделила огромное внимание. Поэтому в Tomb Raider мы можем лицезреть множество грандиозных моментов, от которых захватывает дух и хочется выкрикнуть что-нибудь не совсем цензурное. Перечислять различные эпизоды вроде восхождения на ржавую радиовышку или дуэли с пулеметчиком нет никакого смысла — это обязательно надо увидеть и испытать самому.

Вообще, всю игру не покидает ощущение, что переживаешь настоящее Приключение. К сожалению, мультиплеер таких восторгов не вызывает. Это самое обычное коллективное развлечение, которое присутствует здесь просто потому, что такова мода. Если же не обращать на это недоразумение внимания, то можно с чистой совестью заявить — перезапуск серии Tomb Raider удался. Вы не обнаружите в игре никаких новых идей, но все, что было изобретено в жанре за последние десять лет, работает и сверкает так, словно было создано только сейчас.

Локализация

Ребята из «1С-СофтКлаб» подошли к делу со всей основательностью, в результате чего мы получили отличную локализацию. Актеры, включая исполнительницу роли Лары, справились со своими задачами превосходно, а переводчики, корректоры и редакторы текстовой части не дали ошибкам и опечаткам ни единого шанса. Слегка расстраивает лишь то, что диалоги звучат немного тише всех остальных звуков, но это единственная придирка к превосходной в остальном работе.

Оценка локализации: 9

Достоинства:

  • интересная история, живописующая превращение Лары в закаленную искательницу приключений;
  • убедительное ощущение развития главной героини;
  • геймплей обладает отлично выдержанным темпом;
  • приятная горстка дополнительных занятий, не связанных с основным сюжетом.

Недостатки:

  • предсказуемость сюжета;
  • некоторые сцены насилия могут показаться излишними;
  • типовой и моментально забывающийся мультиплеер.
Графика С художественной стороны игра безупречна, да и техническая сторона версии для PC в кои-то веки получила должное внимание. Но имеются некоторые шероховатости. Впрочем, ничего такого, что не могли бы исправить новые игровые патчи и драйвера для карт NVIDIA — ликуйте, владельцы железа AMD, в этот раз вы на коне. 9
Звук Здесь прекрасно все, от эмоционально точных реплик Лары до шума прибоя и могучих выстрелов из дробовика. Превосходная работа — богато, сочно и качественно, как и подобает AAA-проекту. 9
Одиночная игра Разработчики умело чередуют залихватские перестрелки с периодами затишья, решением головоломок и прекрасно поставленными скриптовыми эпизодами. Десять часов увлекательного приключения пролетят на одном дыхании. 9
Коллективная игра Ничем не примечательный мультиплеер способен украсть лишь мимолетный взгляд игрока, прикованный к роскошной одиночной кампании. Четыре стандартных режима, система прокачки, возможность комплектовать свой арсенал — стандартные пункты для дальнейшей монетизации посредством DLC реализованы. Большего, видимо, и не планировалось. 6
Общее впечатление Лара Крофт с триумфом вернулась в умы и сердца игроков по всему миру. История о становлении расхитительницы гробниц завернута в отличный геймплей и подана под соусом из отменной графики и щедрых производственных затрат. Чего еще желать, кроме продолжения? 9

Подробнее о системе оценок

Видео:

Ссылки по теме:

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Конец эпохи: Intel закрыла приложение Unison для синхронизации ПК и смартфонов 4 ч.
Минюст США убедил Google и Apple не блокировать TikTok, пообещав их не штрафовать 4 ч.
Destiny: Rising не заставит себя долго ждать — дата выхода и новый геймплейный трейлер 8 ч.
Anthem уйдёт в вечный офлайн — Electronic Arts скоро отключит серверы провального шутера 9 ч.
«Базальт СПО» представила в Китае российский ПАК с китайскими чипами Loongson 10 ч.
Петиция «Прекратите убивать игры» набрала миллион подписей для рассмотрения в Евросоюзе, но борьба ещё не окончена 10 ч.
Аналитики раскрыли продажи Death Stranding 2: On the Beach — игра уже стала хитом на PlayStation 5 12 ч.
Windows 11 становится всё популярнее среди геймеров — на неё переходят не только с Windows 10 12 ч.
Новый шутер от соавтора Doom Джона Ромеро оказался под угрозой — из-за увольнений в Microsoft студия осталась без денег и сотрудников 13 ч.
39 млн записей с персональными данными россиян утекло за первое полугодие 15 ч.
CoreWeave стала первым облачным клиентом Nvidia, запустившим эксплуатацию ускорителей Blackwell Ultra 3 ч.
E Ink придумала встроить в тачпад ноутбука экран на электронных чернилах — для общения с ИИ и не только 7 ч.
Новая статья: ИИтоги июня 2025 г.: ой, да было бы что заменять! 8 ч.
Transcend выпустила свой самый быстрый SSD для ПК — MTE260S со скоростью до 14 000 Мбайт/с 10 ч.
«Большой прекрасный закон» Трампа сулит тёмные времена солнечной энергетике США 10 ч.
Nothing Phone (3) для Индии получил более ёмкую батарею, чем для США и Европы 10 ч.
Дело о растрате 6 млрд рублей при создании «планшета Чубайса» дошло до суда 10 ч.
Tesla подтвердила падение спроса на Cybertruck до 5000 единиц в квартал — на порядок ниже изначального плана 11 ч.
Nvidia сегодня может отобрать у Apple звание самой дорогой компании в истории 11 ч.
В России поступили в продажу беспроводные наушники Realme Buds T200x, Buds T200 Lite и Buds Air7 — от 1699 рублей 12 ч.