Сегодня 22 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

Самурай и ниндзя. Легендарные японские воины в мире видеоигр

— Путь самурая не нужен больше никому...

— Не нужен? Что может быть нужнее?

Х/ф «Последний самурай», 2003

Японские острова, будто наверстывая века самоизоляции, привнесли в массовую культуру в XX-XXI веках множество ярких образов. Японские воины — одна из визитных карточек Страны восходящего солнца. Дисциплина, самоотречение, боевое искусство на грани человеческих возможностей, экзотические доспехи и оружие — образы самураев и ниндзя влекут и будоражат кровь, особенно молодых людей. С появлением на экранах кинотеатров суровых меченосцев и мистических убийц европейцы и американцы влюбились в них мгновенно. Гайдзины восторженно округляли свои гигантские глаза и требовали больше ниндзя, больше самураев. Геймдев, культура сколь молодая, столь и резвая, не моглпройти мимо.

Приобщиться к духу самураев было возможно еще в седую старину, задолго до появления всяческих PlayStation и игр на CD-дисках. На платформе ZX Spectrum была в свое время (год выхода — 1988-й) популярна игра Samurai Warrior: The Battles of Usagi Yojimbo. Она позволяла управлять самураем, наводя катаной ужас на местных разбойников. Интересной особенностью стала боевая система — в кои-то веки игрока заставили точно рассчитывать удары мечом. То есть катана должна была попасть точно в тело неприятеля, при небольшом радиусе поражения и при постоянном движении цели. Слешеры тех времен относились к подобным деталям с пренебрежением, но Samurai Warrior приучал быть внимательным. К тому же в игре имелись пускай крохотные, но все же элементы приключенческого жанра: герой прятал оружие в ножны и разгуливал по деревенькам, раскланиваясь с прохожими. Изюминку добавлял сам антураж игры: действие происходило в стране антропоморфных животных. Главный герой был зайцем и сражался с носорогами и медведями.

 Samurai Warrior: The Battles of Usagi Yojimbo

Samurai Warrior: The Battles of Usagi Yojimbo

Технологии не стояли на месте, и вскоре игрокам стало все проще чуять запах цветущей сакуры и переноситься у экрана в далекую Японию. Железо становилось сложнее, хитовые самурайские игры стали появляться все чаще. 2001 год ознаменовался запуском на PlayStation 2 самой, пожалуй, известной серии игр о Пути воина — Onimusha. Первая часть франшизы с подзаголовком Warlords знакомила с молодым самураем Самоноске Акечи, грозой демонов. Герой запомнился во многом благодаря сыгравшему его актеру Такеши Канеширо эта звезда азиатского кино работала с такими мэтрами, как Джон Ву и Чжан Имоу. Колоритной основой стали японские легенды, а процесс был образцовым слиянием экшена и хорроров на выживание. Саманоске ловил души демонов магической перчаткой, бил из лука, стрелял из аркебузы, но основным оружием был все-таки самурайский меч (правда, здесь не обошлось без волшебных вариаций с громом и молниями). Похождения Акечи продались внушительным тиражом, а Onimusha стала одной из самых известных серий гиганта Capcom. В третью часть даже заглянул легендарный француз Жан Рено. Что интересно, все четыре основные части сериала имеют очень высокий рейтинг критиков: на агрегаторе оценок Metacritic все Onimusha оценены не ниже 80%. Слухи о возрождении бренда витают в инфосфере уже давно, и что-то нам подсказывает, что вскоре демонам вновь не поздоровится.

 Onimusha: Warlords

Onimusha: Warlords

Что касаемо жанров игр о самураях, то в последние два десятка лет предпочтение отдается экшенам от третьего лица — так игрок может сполна оценить воинскую стать героя и полюбоваться боевой анимацией. Самурайская эстетика и красивая хореография сражений обеспечили многим тематическим проектам коммерческий успех и признание.

Так, именно визуальная часть во многом обеспечила популярность экшену Genji: Dawn of Samurai (год выхода — 2005, платформа PS2, разработчик Game Republic). Игра выжала из консоли шестого поколения все соки: ценители боевых искусств порадовались красочным декорациям, уникальному азиатскому бестиарию и непривычному стилю боя с двумя мечами — один из клинков герой-самурай держал обратным хватом, острием назад. Также Genji: Dawn of Samurai запомнилась грамотным применением слоу-мо, которое здесь выглядело не хуже, чем у детектива Пейна.

 Genji: Dawn of Samurai

Genji: Dawn of Samurai

Исторически верный образ самурая, пускай и на фоне оживших мифов, не всегда привлекал разработчиков — известны примеры удачных экспериментов с исходным материалом. В боевике Afro Samurai (2009, Bandai Namco) мы управляли темнокожим мастером меча по имени Афро, а окружение напоминало больше об американском фронтире, чем о далеких восточных островах. В основу лег культовый аниме-сериал, а за саундтрек отвечал популярный за океаном музыкант, известный как RZA. Стремительные схватки с катаной в руках под заводной рэп вдохновили многих пользователей, но провальный сиквел поставил крест на потенциальной франшизе.

 Afro Samurai

Afro Samurai

Более серьезный подход к нарративу и механике, а также редкий уровень нелинейности — это о сериале Way of the Samurai. Без хулиганства не обошлось, но жизнь и подвиги самураев здесь более близки к реальности, чем во многих схожих проектах. Первая из четырех игр франшизы появилась на прилавках в 2002 году. Мы влезали в одежды ронина, самурая без хозяина. Дорога приводила нас в городок, где разгорается вражда между кланами. И дальше история нашего ронина ветвилась с невиданной прежде частотой. Принимать решения приходилось постоянно, и каждый поступок влек те или иные последствия. Мы были вольны принимать любую сторону, заниматься той или иной активностью, и даже извлечение катаны из ножен было не скриптовым актом, а результатом вашего взвешенного решения. Гибкая боевая система и масса необязательных заданий здесь соседствуют со слабой графикой — причем речь обо всех четырех частях Way of the Samurai. Но где еще вы найдете возможность наносить удары тыльной стороной катаны? Ведь так можно сохранить жизнь любому сопернику, и рассказ свернет в неочевидном направлении. Потенциал для повторных прохождений — это про самураев, так утверждает серия Way of the Samurai.

 Way of the Samurai 4

Way of the Samurai 4

Но все же самурай — это в первую очередь воитель, а не авантюрист. Об этой истине напоминает студия Omega Force, известная своей бесконечной серией Warriors (франшиза начата игрой Dynasty Warriors в 1997 году). Формула «легендарные герои посреди большой битвы» обрела популярность еще во времена первой PlayStation, но изначально речь шла о китайских богатырях. В 2004 году появилось ответвление Samurai Warriors, и здесь уже на поле боя вышли суровые японцы. Да, отличия были в основном внешние, но устрашающие доспехи самурая действительно выглядели свежо после всех этих китайских перьев, ленточек и колокольчиков. Да и в механике самурайского ответвления появились новые фишки: штурмы замков и неуловимые ниндзя в качестве противников.

 Samurai Warriors

Samurai Warriors

Серия криминальных экшенов в открытом мире Yakuza также обращалась к теме благородных самураев. В 2008 году в свет вышла игра Ryu ga Gotoku Kenzan!, также известная как Yakuza Kenzan. Действие перенеслось с неоновых улиц современного мегаполиса в позднее средневековье начала XVII века. Играть предстояло не за японского мафиози, а за мастера меча Мусаси. Основные элементы были привычны поклонникам Yakuza: нравы большого города, серьезная драма в основе сюжета, масса необязательных занятий. Но самураи придали игре неповторимую атмосферу своим боевым искусством: в Kenzan было доступно несколько стилей боя, в том числе без оружия, а высокий градус зрелищности обеспечили многочисленные QTE. Публика приняла игру очень благосклонно, и вслед за Kenzan последовало еще одно ответвление с подзаголовком Ishin (2014). Действие развернулось уже в XIX веке, но самурайская тема вовсе не была закрыта — в те времена по улицам японских городов все еще гуляли самураи в больших количествах, Япония не спешила расставаться с традициями. Так что, на радость игрокам, в кадре вновь заблестели катаны. К большому сожалению, и Kenzan, и Ishin вышли только на азиатском рынке и доступны лишь на японском языке. Хотя стоит учесть, что SEGA в последнее время активно взялась за франшизу, выпустив ремейки первых игр, а также — неожиданно, но приятно! — портировав, наконец, на ПК несколько выпусков серии. Есть немалая вероятность в обозримом будущем поиграть в самурайские проекты Yakuza на ПК или PlayStation.

 Yakuza Kenzan

Yakuza Kenzan

Обязательно нужно вспомнить о самурайской — и весьма удачной — вариации «душевных» RPG. Первая Nioh вышла в 2017-м, вторая — в текущем году, и пока остается эксклюзивом для Sony (видимо, временным). Боевое умение самураев именно здесь показано максимально подробно и глубоко. Десяток своеобразных видов оружия, три стойки, огромное количество приемов — голова у особо нежных геймеров могла пойти кругом. Здесь, к слову, кроется и темная сторона Бусидо — боевка в Nioh оказалась довольно громоздкой: чтобы активировать новый прием, нужно лезть в дебри сурового интерфейса, количества клавиш на геймпаде попросту не хватало, и, пользуясь одними умениями, приходилось отключать другие. Но, как бы то ни было, поход истинного самурая (ну и пускай в первой игре он гайдзин-англичанин, а во второй — полудемон) показал невероятную вариативность и скрупулезность в проработке схваток с холодным оружием. Копьями было сложно драться в коридорах — оружие цепляло стены, экзотичная кусаригама с цепью позволяла контролировать большой объем пространства, боевой топор был медлителен, но смертоносен. Несмотря на повсеместное фэнтези и национальные мифы, в боевой системе Nioh можно отыскать элементы реального искусства самураев. Например, отдельным активным перком идет иаи-дзюцу, искусство извлечения катаны из ножен с последующим стремительным ударом. Настоящие самураи уделяли оттачиванию этого умения немало внимания. А сэр Уильям из первой Nioh успешно совмещал навыки самураев и ниндзя задолго до протагониста из грядущей Ghost of Tsushima: он разил чудовищ отравленными сюрикенами и кунаями, разбрасывал кругом острые шипы и всячески уходил от правил честного боя.

 Nioh

Nioh

Действие хорошего самурайского боевика вовсе не обязательно должно происходить в Японии пятисотлетней давности. Один из лучших 2D-экшенов последних лет, Katana ZERO, переносит игрока в современный пиксельный мегаполис. Среди буйства неоновых огней выполняет рискованные контракты наемник-самурай. В игре гармонично сплелись азиатские мотивы с европейскими, и главный герой в кимоно, с мечом на поясе выглядит на удивление уместно в лазерных лучах ночного клуба. Katana ZERO запомнилась стремительным, прямо-таки молниеносным экшеном, а за возможность отбивать катаной пули разработчикам стоит сказать отдельное спасибо.

 Katana ZERO

Katana ZERO

Образ самурая идеально ложится в жанровый канон файтинга, где суть сводится к поединку. Так, Есимицу из клана Мандзи появлялся сразу в двух легендарных файтинг-сериях: Tekken и Soul Calibur. Впрочем, в этих играх мелькают в качестве персонажей еще и боевые панды, и Геральт из Ривии, и лопоухий мастер Йода. А вот серия Samurai Shodown делает упор именно на самураев из феодальной эпохи Японских островов. Этот бренд известен с 1993 года и недавно отметился весьма достойной Samurai Shodown 2019 (настоящим воинам не нужны, видимо, цифры в названии и всякие там подзаголовки). Да, среди персонажей серии можно отыскать китайского генерала и пару отвязных американцев — Эрсквейка и Галфорда, но так только веселее. Серия отличается высочайшими скоростями: новички проигрывают, не успев понять, что именно происходит. Если вас не коробит от аниме-стилистики, этой франшизе стоит дать шанс. В наших краях Samurai Shodown особой популярностью почему-то не пользуется.

 Samurai Shodown (2019)

Samurai Shodown (2019)

Можно вспомнить удачные примеры появления самураев в жанре RTS. Свой уникальный облик и ряд оригинальных механик имела игра Battle Realms (2001). Некоторые критики совершенно напрасно назвали ее в свое время клоном Command & Conquer, но так уж было принято: после выхода стратегии от Westwood Studios клонами C&C еще много лет клеймили все подряд, за дело и без дела. Но история Кендзи, сына князя-дайме, в Battle Realms запомнилась своеобразной яркой стилистикой, колоритными кланами и серьезным подходом к экономике. Интересно и свежо была подана механика набора армии: чтобы получить пехотинца или лучника, нужно было загнать в казарму простого крестьянина для тренировки. Игра имела коммерческий успех и в настоящее время в раннем доступе сервиса Steam можно найти ремастер — Battle Realms: Zen Edition.

 Battle Realms

Battle Realms

Самурайская тематика не всегда подавалась с серьезным выражением лица. Стоит вспомнить отличную стратегию Skulls of the Shogun (разработана студией 17-BIT, издана не кем-нибудь, а самой корпорацией Microsoft в 2013-м). По сюжету павшие самураи попадают в страну мертвых и кто бы сомневался вновь принимаются за боевые действия. Скелеты в самурайских доспехах верхом на конских костяках выглядели как минимум забавно. Игра отличалась приятной мультяшной картинкой и на удивление глубокой боевой системой.

 Skulls of the Shogun

Skulls of the Shogun

А в популярной тактической игре Shadow Tactics: Blades of the Shogun (работа немецкой студии Mimimi Games, совсем недавно эта команда выстрелила хитовой Desperados III) мы видели в своем отряде как хрестоматийного самурая Мугена, так и ниндзя Хаято.

Ниндзя для разработчиков всегда были ничуть не менее привлекательным образом, чем самураи.

Самая, пожалуй, уважаемая, долгоживущая и узнаваемая серия игр о ниндзя — это Shinobi. Первая игра бренда вышла в далеком 1987-м, и с тех пор синоби заглянул чуть ли не на все возможные платформы (последняя на сегодня Shinobi вышла в 2011 году на консоли 3DS), отметился на первых игровых автоматах, появившихся на постсоветском пространстве в начале девяностых, перешел в три измерения на консолях шестого поколения с играми Shinobi (2002) и Nightshade и стал в итоге признанной классикой аркадного экшена. Ни о каком реализме в серии речь не шла: обычно герой в маске сбивал сюрикенами вертолеты или дрался с негодяями на крыле летящего истребителя. За такое буйство фантазии бренд и полюбился. Как и положено ниндзя, протагонист игр Shinobi был способен на невероятную акробатику, владел рукопашным боем и разил врага метательным оружием. Очень похожим путем прошла серия боевиков Ninja Gaiden (запущена в 1988-м), только здесь ставка делалась на ядреный хардкор.

 Shinobi (2011)

Shinobi (2011)

Нередко игры о ниндзя берут из реальной истории воинов тени лишь внешнюю атрибутику. Весь остальной контент таких игр завозится из страны Фантазии. Это, впрочем, не делает хуже боевики о ниндзя. Образцовым примером можно назвать Ninja Blade. Игра была выпущена в 2009 году командой FromSoftware, в чьих стенах, к слову, появилась серия Souls. Ninja Blade стал яростным, зрелищным боевиком, отбросившим не только правила ниндзюцу, но и законы логики с физикой. Здесь герой в одеждах ниндзя прыгает с самолета без парашюта, скачет через небоскребы и рубит в клочья пауков размером с троллейбус. Весело и задорно.

 Ninja Blade

Ninja Blade

Но мы обратимся к более серьезным тематическим играм, где воины-невидимки показаны с упором на реальную историю. Очень круто трудовые будни ниндзя демонстрирует консольный сериал Tenchu. C 1998-го по 2008-й игры франшизы выходили на самых разных консолях, и первые три заслуженно считаются образцовым высказыванием на тему ниндзя. В Tenchu во главу угла ставилась скрытность: опытные синоби с геймпадами в руках выполняли миссии, не спускаясь с крыш и не высовывая носа из бамбуковых зарослей без крайней необходимости. Здесь враг, застигнутый врасплох, — мертвый враг. Что интересно, при обнаружении лазутчика сбегались опытные воины со всей локации, однако у игрока оставался хоть и мизерный, но какой-никакой шанс отбиться в открытом бою. Это придавало игре остроты и достоверности: реальные истории средневековой Японии гласят, что в прямом столкновении шансы ниндзя были не очень-то велики.

В определенной степени своим успехом британский тяжеловесный сериал глобальных стратегий Total War обязан тем же ниндзя. В первой игре франшизы, Shogun: Total War, ниндзя блистали мастерством и могли быть в одиночку полезнее целой армии. Игра моментально влюбляла в себя классными видеороликами, где было показано каждое задание ниндзя. Команда Creative Assembly ответственно подошла к исторической достоверности. Так, некоторые покушения на вражеских военачальников ниндзя совершали с переодеванием: вот катит крестьянин по улице тележку, а вот через секунду самурай уже падает рядом замертво. И никаких масок с мечами за спиной. Важной особенностью в Shogun: Total War было то, что каждый ниндзя мог провалить задание. То есть для каждого видеоролика было заготовлено несколько вариантов концовки. Как итог, возиться с ниндзя было очень увлекательно.

 Shogun: Total War 2

Shogun: Total War 2

Чуть ли не отдельный поджанр выбили себе ниндзя в формате двухмерного платформера. Желающие могут зарубиться в чистый треш-адреналин: игра Super House of Dead Ninjas с крайне положительными отзывами в Steam к вашим услугам. Красивый платформер с ниндзя в главной роли Shadow Blade перекочевал с мобильных устройств на ПК с приставкой Reload. Pixel Shinobi Nine Demons of Mamoru дает возможность оценить разнообразие арсенала ниндзя.

 Shadow Blade: Reload

Shadow Blade: Reload

Но лучший двухмерный ниндзя прячется в тенях игры Mark of Ninja. Этот абсолютный хит был разработан командой Klei Entertainment (дилогия Shank) в 2012 году. Получилось очень стильно, увлекательно и даже убедительно. Здесь отмеченный магической татуировкой ниндзя действует именно как мастер теней. Его метод боя — единственный верный удар в спину. В открытом бою с накачанными наемниками шансов практически нет, если только не сбросить злодея умелым пинком с крыши многоэтажки. Но в основном мы здесь прячемся. Ниндзя даже получает драгоценные очки опыта, когда мимо проходят облапошенные охранники. Mark of Ninja стала ярким примером той игры, что в идеальном мире должна стать серией, но в нашей реальности пока не сложилось.

 Mark of the Ninja

Mark of the Ninja

Образ ниндзя разработчики игр трактуют весьма вольно, ведь воинов тени сопровождает мистика и недосказанность. В одной из лучших игр прошлого года, Sekiro: Shadows Die Twice, синоби по прозвищу Волк изначально служит телохранителем, а вовсе не убийцей по заказу. Лишь «завалив службу», потеряв клиента и руку в придачу, Волк вспоминает старые методы и начинает втихую вырезать виновных и причастных. Впрочем, основное внимание в Sekiro досталось превосходной системе открытого ближнего боя, с парированием и контратаками.

А вот датские разработчики из IO Interactive, создатели брутальной серии Hitman и бескомпромиссного боевика Freedom Fighters, в 2009-м совершенно неожиданно выдали Mini Ninjas. Здешние синоби и самураи будто сбежали с улицы Сезам, а сама игра была доверху набита концентрированной милотой. И ударом под дых в комплекте шел богатый, вариативный экшен. Да, с этими ниндзя нужно быть готовым ко всему!

 Mini Ninjas

Mini Ninjas

По понятным причинам в материал попали далеко не все достойные игры о самураях и ниндзя. Ждем ваших высказываний в комментариях — укажите те видеоигры, что именно вас заставили почувствовать себя мастером катаны или бесшумной тенью-ниндзя.

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Министр торговли США признала, что санкции против Китая неэффективны 26 мин.
Apple запустила разработку умного дверного звонка с Face ID 32 мин.
AirPods научатся измерять пульс, температуру и «множество физиологических показателей» 3 ч.
Облако Vultr привлекло на развитие $333 млн при оценке $3,5 млрд 7 ч.
Разработчик керамических накопителей Cerabyte получил поддержку от Европейского совета по инновациям 7 ч.
Вышел первый настольный компьютер Copilot+PC — Asus NUC 14 Pro AI на чипе Intel Core Ultra 9 9 ч.
Foxconn немного охладела к покупке Nissan, но вернётся к этой теме, если слияние с Honda не состоится 14 ч.
В следующем году выйдет умная колонка Apple HomePod с 7-дюймовым дисплеем и поддержкой ИИ 14 ч.
Продажи AirPods превысили выручку Nintendo, они могут стать третьим по прибыльности продуктом Apple 15 ч.
Прорывы в науке, сделанные ИИ в 2024 году: археологические находки, разговоры с кашалотами и сворачивание белков 23 ч.