Аналитика

14 главных IT-событий 2021 года, которые запомнятся надолго

⇣ Содержание

Новый год мы уже традиционно начинаем с обзорного материала, в котором рассказываем о самых важных и запомнившихся событиях и трендах минувшего года в сфере высоких технологий и смежных областях. Год был крайне богат на события, среди которых были как весьма позитивные, так и не очень.

Здесь вам и дефицит практически любой электроники, и второй расцвет майнинга, и скандалы с Facebook, и разбушевавшиеся антимонопольщики, решившие приструнить IT-гигантов, и колоссальные по своим масштабам взломы, и много чего ещё. Но было немало и позитивного в минувшем году: масса важных достижений в исследованиях и освоении космоса, появление метавселенных, ещё более активное развитие электротранспорта, возвращение Intel на роль лидера на рынке ПК, выпуск новой ОС Microsoft — Windows 11. И это далеко не всё, о чём мы расскажем ниже поподробнее.

#Тотальный дефицит почти всех полупроводников

Предпосылки к дефициту можно было заметить ещё в конце 2020 года. Уже тогда не хватало консолей и видеокарт. Но проблема была куда глубже, и уже в первом квартале 2021 года острую нехватку чипов почувствовали на себе многие производители автомобилей. Потом дефицит микросхем дотянулся до потребительской электроники, бытовой техники и многих других товаров.

Проблема дефицита полупроводников своими корнями уходит в 2020 год, когда мир столкнулся с пандемией. Из-за ограничительных мер люди стали намного больше проводить времени дома, и для учёбы, работы и развлечений им резко понадобилось куда больше электроники: в первую очередь компьютеров (планшеты, ноутбуки, десктопы), игровых консолей, телевизоров и массы других вещей. Спрос на все эти товары значительно увеличился.

В то же время, так как люди сидели по домам, спрос на автомобили упал, и их производители резко сократили заказы на чипы. Освободившиеся мощности тут же заняли под выпуск чипов для других целей, например бытовой техники и электроники. Но кто бы мог подумать, что спрос на авто довольно быстро восстановится, и производители автомобилей в итоге останутся без нужных полупроводников. Ведь мощности уже заняты.

Поэтому почти каждый производитель автомобилей, в том числе гиганты вроде Volkswagen, Volvo, Ford, General Motors и другие, были вынуждены приостанавливать работу своих конвейеров. Некоторые производили недоукомплектованные машины и затем добавляли в них недостающие элементы. В ситуацию были вынуждены вмешаться даже власти некоторых стран. Например, президент США Джозеф Байден проводил встречи с представителями автопрома и полупроводниковой промышленности, чтобы как-то решить вопрос. В итоге ближе к концу года новости об остановке производств перестали мелькать в информационном поле, хотя в первой половине года они появлялись постоянно.

Автомобилями всё не ограничилось. О том, как дефицит компонентов отразился на геймерах, мы расскажем в соответствующем разделе ниже. А здесь заметим, что в течение года время от времени наблюдалась нехватка ноутбуков, особенно более доступных моделей, так как производители чипов сосредоточились на производстве более дорогих и, соответственно, более прибыльных для них решений. Собственно, и процессоров для настольных ПК тоже иногда не хватало. Пострадали и производители смартфонов. Например, из-за нехватки полупроводников Samsung не смогла осенью выпустить доступный флагман Samsung Galaxy S21 FE, отложив его на начало уже наступившего года.

Тут же добавим, что на пике дефицита активизировались поставщики подделок, ведь производители электроники, особенно небольшие, были готовы покупать что угодно. Также случались и кражи огромных партий чипов.

По мнению главы Intel Патрика Гелсингера (Patrick Gelsinger), дефицит полупроводников сохранится по меньшей мере до 2023 года. Некоторые представители отрасли настроены слегка более оптимистично, но даже они не рассчитывают на улучшение ситуации раньше второй половины 2022 года. Все понимают, что для победы над дефицитом нужно нарастить производство, но на строительство и ввод в эксплуатацию новых заводов и производственных линий требуется время.

#Как придумали бороться с нехваткой чипов

В общем, ситуация сложилась отнюдь не радужная. Но довольно оперативно были предложены решения проблемы, которые уже начали воплощаться. Если простыми словами, многие страны и регионы поняли, что им срочно нужно развивать собственную полупроводниковую промышленность, ведь пандемия наглядно показала, какими хрупкими могут быть цепочки поставок. 

Так, США разработали план по возрождению национальной полупроводниковой отрасли, на который планируется потратить $52 млрд. Правда, его до сих пор не приняли, но бурная деятельность в данном направлении ведётся. Немалая часть этих средств достанется компании Intel, которая уже приступила к строительству в штате Аризона двух заводов — бюджет $20 млрд, но неизвестно, сколько из них покроют власти США. Также Intel планирует модернизировать существующие предприятия в Нью-Мексико и Орегоне.

Расширять производство в США намерены не только местные компании. Новую фабрику чипов в Техасе построит корейская Samsung. Ожидается, что она обойдётся в $17 млрд, из которых около $3 млрд выделят американские власти. А летом этого года тайваньская TSMC приступила к строительству в Аризоне предприятия, на котором будут выпускаться чипы по 5-нм техпроцессу. В будущем эта же компания может создать в США и 3-нм производство. Заметим, что TSMC на данный момент обладает самым передовым производством полупроводников в мире.

Но не только США озаботились восстановлением полупроводниковой промышленности. Европейский союз активно продвигал идею о необходимости создать на своей территории передовые производства чипов. Но своими силами сделать это слишком затратно, поэтому активно привлекались иностранные компании. Так, совсем недавно появилась информация, что Intel построит в Старом Свете сразу три предприятия: передовую фабрику чипов в Германии, завод по упаковке чипов в Италии и исследовательский центр во Франции. Также интерес к созданию производства в Германии выражала TSMC.

Япония тоже спохватилась, что её местная полупроводниковая промышленность отстала от мировых лидеров. Здесь, как и в Европе, решили исправлять ситуацию с привлечением сторонних сил, а именно тайваньской TSMC. Она совместно с местной Sony построит к 2024 году фабрику по производству микросхем за $7 млрд. Заметим, что речь идёт о зрелых техпроцессах 22 и 28 нм. Тем не менее именно такие чипы сильно востребованы во многих отраслях, в частности автомобильной.

Параллельно с этим США и их союзники активно противостояли и продолжают противостоять развитию полупроводниковой отрасли Китая. Передовой контрактный производитель чипов Поднебесной — компания SMIC — попал под санкции США ещё в конце 2020 года, а в минувшем 2021-м давление планомерно усиливалось. Фактически на данный момент производителям оборудования для производства чипов запрещено продавать SMIC установки, позволяющие выпускать изделия по техпроцессам «тоньше» 14 нм. Заметим, что это не самый худший вариант, и 14 нм — не самый старый техпроцесс.

Санкции не помешали SMIC значительно нарастить производство, и сейчас компания вынашивает планы по дальнейшему расширению — до трёхкратного. К слову, SMIC и другие китайские компании в последнее время значительно увеличили закупки литографического оборудования — пока санкции не усилились. Кроме того, китайцы разрабатывают собственное оборудование для производства микросхем и новые способы обхода ограничений на уровень техпроцесса, например с помощью компоновки нескольких кристаллов в один чип.

#Дефицит жёстко прошёлся по геймерам

С самого запуска видеокарт AMD на архитектуре RDNA 2 и NVIDIA на чипах Ampere, а также выхода консолей PlayStation и Xbox нового поколения их было крайне проблематично купить. По крайней мере, за адекватную цену. Но, как оказалось, в 2020 году были лишь цветочки, а ягодки созрели в 2021-м: видеокарты по ценам вдвое выше рекомендованных стали «нормой», да и консоли купить по официальной цене  до сих пор непросто. Так что жизнь геймера крайне осложнилась: заполучить современную игровую систему, будь то ПК или приставка, сейчас непросто и/или недёшево.

Главной причиной дефицита видеокарт стали майнеры, хотя и перекупщики также приложили руку к образованию нынешней ситуации. В минувшем году криптовалюты сильно поднялись в цене (об этом ниже будет рассказано подробнее), вместе с тем резко возросла доходность майнинга Ethereum и многих других цифровых валют, которые добываются как раз с помощью видеокарт. Поэтому уже практический целый год ускорители активно скупаются майнерами, причём не только частными, но и крупными компаниями, добывающими крипту в промышленных масштабах.

Как AMD, так и NVIDIA на протяжении года не раз заявляли, что они на стороне геймеров и их графические процессоры в первую очередь предназначаются им. Тем не менее в течение года появлялись сообщения о том, что производители видеокарт напрямую поставляют свои изделия майнерам. Ничего личного, просто бизнес.

Но справедливости ради отметим, что AMD и NVIDIA постарались отделить геймеров от майнеров, выпустив для последних специализированные ускорители. А NVIDIA пошла ещё дальше и попыталась сделать игровые видеокарты неинтересными для майнеров, представив модели LHR, в которых искусственно, на аппаратном уровне ограничена производительность в добыче Ethereum — самой популярной криптовалюты для добычи на видеокартах. И действительно, по сравнению с обычными ускорителями, LHR-модели предлагают вдвое более низкую производительность при добыче «эфира», но в играх и приложениях ничем не отличаются.

Однако ограничитель майнинга был хорош на уровне идеи, но не слишком успешен в реализации. Во-первых, сначала NVIDIA сама допустила утечку драйвера для GeForce RTX 3060, который раскрывал полный потенциал видеокарты в майнинге. А после энтузиасты нашли способы вернуть если не всю производительность, то её немалую часть для любой видеокарты с LHR. К тому же на многие другие криптовалюты ограничитель майнинга не действует, и их можно добывать без потерь в производительности.

Поэтому видеокарты по-прежнему остаются дефицитным товаром и продаются с огромными наценками — примерно вдвое дороже рекомендованной цены. Заметим, что в мае на пике стоимости основных криптовалют видеокарты NVIDIA и вовсе продавались в среднем втридорога — в прямом смысле. Летом же наступил спад, и тогда графические ускорители можно было купить «всего» в полтора раза дороже рекомендованной цены. Но к концу года стоимость опять выросла.

Сейчас крайне сложно сказать, когда ситуация придёт в норму. Глава NVIDIA Дженсен Хуанг (Jensen Huang) ранее спрогнозировал, что дефицит сохранится ещё в течение всего 2022 года. Глава конкурирующей AMD Лиза Су (Lisa Su) настроена слегка более оптимистично: по её мнению, с дефицитом удастся справиться во второй половине 2022 года. Как говорилось выше, вся полупроводниковая отрасль сходится во мнении, что дефицит чипов с нами ещё надолго, и графика не является исключением.

Казалось бы, спасение могло быть в консолях. Но нет, найти в свободной продаже игровые консоли последнего поколения — PlayStation 5, Xbox Series S и Series X — весьма непросто. Время от времени они появляются в магазинах, и даже по рекомендованной цене, но моментально раскупаются. В основном перекупщиками, так что вскоре эти же приставки появляются на площадках вторичной торговли. Например, рекомендованная цена PS5 в России составляет 40 999 или 49 999 рублей за цифровую и обычную версии соответственно. А на Avito консоль предлагается в среднем за 70 тыс. рублей, хотя есть и предложения ценой больше 100 тыс. рублей.

В первой половине года ситуацию несколько спасала Nintendo со своей портативной и очень популярной Switch. Однако во второй половине года высокий спрос и нехватка полупроводников дотянулись и до нее — Switch тоже стала дефицитным товаром.

Но надежда всё же есть. В феврале этого года Valve выпустит мощную портативную консоль Steam Deck, на которой можно будет запускать ПК-игры из магазина Steam. При цене от $399 до $649 консоль фактически представляет собой крайне компактный игровой ПК. В основе лежит чип AMD с четырьмя ядрами Zen 2 и восемью графическими блоками RDNA 2, а также 16 Гбайт памяти LPDDR5-5500, накопитель объёмом 64, 256 или 512 Гбайт и 7-дюймовый сенсорный экран с разрешением 1280 × 800 точек. Также есть возможность подключения к внешнему экрану.

А решению ситуации с видеокартами может поспособствовать Intel. Компания уже довольно давно объявила, что в первом квартале 2022 года выпустит семейство производительных игровых видеокарт Intel Arc Alchemist. Они будут построены на чипах с архитектурой Xe HPG, выполненных по улучшенному 7-нм техпроцессу TSMC (N6) и несущих в себе 512 исполнительных блоков, а также получат до 16 Гбайт памяти GDDR6 с пропускной способностью до 18 Гбит/с. По слухам, эти видеокарты смогут конкурировать как минимум с GeForce RTX 3070 и Radeon RX 6700 XT, а возможно, и с более мощными ускорителями.

#Второе пришествие майнинга, или Новый криптовалютный бум

Рынок криптовалют всегда отличался высокой волатильностью, но в этом году он устроил настоящие «американские горки». Курсы большинства цифровых активов взлетали, резко падали и снова взлетали. В общем, нервы криптоинвесторам рынок потрепал знатно, но такова его суть.

Начался минувший год с довольно резкого подъёма многих криптовалют. В январе курс биткоина достиг исторического максимума, впервые перевалив за $30 тыс., но на этом подъём не закончился, и уже в феврале цена первой криптовалюты была выше $50 тыс. Пик же пришёлся на апрель — тогда цена 1 биткоина составляла больше $63 тыс. Но после произошёл резкий спад, и уже в мае «биток» стоил меньше $40 тыс., а в июле и вовсе падал ниже $30 тыс. Однако затем вновь наступил период роста, и в ноябре курс биткоина достиг своего нового исторического максимума — $68 990. Рыночная капитализация первой криптовалюты составила  тогда$1,29 трлн. Остальные криптовалюты вели себя примерно так же в течение года, а в ноябре их общая капитализация достигла пика в $2,95 трлн.

Минувший 2021-й также запомнился многим взлётом популярности мемных криптовалют, чему во многом поспособствовал Илон Маск (Elon Musk). Он не раз упоминал и поддерживал криптовалюты Dogecoin и Shiba Inu в своём твиттере, благодаря чему их курс тут же менялся. Правда, не всегда в положительную сторону.

Помимо поддержки словом, Маск способствовал укреплению позиций Dogecoin также и делом: в этом году SpaceX реализует лунную миссию DOGE-1, оплаченную криптовалютой Dogecoin, а Tesla обещала принимать эту криптовалюту в качестве оплаты за некоторые товары. В итоге за минувший год курс Dogecoin взлетел в 32 раза, а если сравнивать его на начало года с пиковым значением, то разница достигала 125-кратной. Цена Shiba Inu и вовсе взлетела в 3700 раз.

Отдельно стоит упомянуть NFT, или невзаимозаменяемые токены, которые обрели небывалую популярность в минувшем году. NFT представляет собой сертификат уникальности цифрового объекта, поэтому они используются для продажи предметов цифрового искусства и других уникальных вещей, вроде первого твита или первого SMS.

В течение года многие криптовалютные биржи запустили платформы для торговли NFT, а музеи, в том числе Государственный Эрмитаж, проводили выставки предметов цифрового искусства. И там даже случилась первая виртуальная «кража». Самым дорогим токеном NFT в 2021 году стала работа The Merge, которую в складчину купили почти 30 тыс. коллекционеров за $91,8 млн. Также NFT станут частью метавселенной, и крупные компании уже готовы продавать различные виртуальные предметы пользователям.

Также NFT пришли в видеоигры. Правда, многие разработчики добавили токены в свои проекты скорее из жажды наживы, но всё же тренд считается будущим игровой индустрии. В качестве NFT может выступать игровой персонаж, оружие, скин и вообще любой объект. В индустрии отношение к появлению NFT неоднозначное. Например, разработчики S.T.A.L.K.E.R. 2 сначала хотели создать метавселенную с NFT по игре, но после критики игроков передумали. Также категорически против NFT в играх выступил режиссёр It Takes Two. С другой стороны, Ghost Recon Breakpoint станет первой игрой Ubisoft с NFT, а также токены в играх поддержал глава студии CCP Games.

Важной вехой в развитии цифровых денег стал прецедент признания Сальвадором биткоина официальным платёжным средством. Это первая страна, в которой биткоином можно оплатить покупки в магазине или заплатить за услуги. Для начала Сальвадор закупил биткоины на миллионы долларов, однако в будущем планирует добывать их самостоятельно, используя для этого энергию вулканов.

А вот Китай, наоборот, ополчился против криптовалют и в течение 2021 года фактически запретил не только использовать их на своей территории, но и добывать. Сначала Пекин запретил осуществлять какие-либо операции, связанные с криптовалютой, финансовым организациям, а потом и вовсе запретил любые транзакции с криптой. После был введён и запрет на майнинг. В результате крупные майнеры были вынуждены распродавать или перевозить оборудование в другие страны. Главным пристанищем стала Россия, а также США и Казахстан.

Добавим также, что, хотя производители видеокарт публично не поддерживают майнинг, оборудование для него они выпускают. Так, NVIDIA представила серию ускорителей CMP на базе графических процессоров прошлого поколения Turing и актуальных Ampere. AMD же выпустила по крайней мере одну модель на чипе Navi первого поколения.

#Электромобили набирают обороты

Популярность электромобилей неуклонно растёт. Финальной статистики по поставкам этого типа транспорта за весь 2021 год пока что нет, однако только в первом полугодии был отмечен рост на 160 %. Да и в течение года регулярно появлялись новости о том, что в той или иной стране электрические машины ставят рекорды продаж. Даже в России. При этом средняя цена электромобиля на рынке падает, хотя отдельные модели, например «народная» Tesla Model 3, наоборот, дорожают.

Бесспорным лидером на рынке электромобилей остаётся компания Tesla. И в этом году она стала первым автопроизводителем, достигшим рыночной капитализации в 1 трлн долларов США. На данный момент капитализация составляет почти 1,1 трлн, и Tesla занимает шестое место среди самых дорогих компаний мира. Пока не ясно, сколько автомобилей Tesla поставила за 2021 год, но за первые три квартала продажи составили 627 350 машин. Для сравнения: за весь 2020-й было поставлено только 500 тыс. авто.

Также в этом году на рынке электромобилей много шума наделали молодые компании. Rivian начала выпускать электрические пикапы R1T и успешно провела публичное размещение акций, довольно быстро опередив Volkswagen и других именитых автопроизводителей по капитализации. Хотя потом рынок несколько восстановил равновесие. Lucid начала массовое производство своих премиальных седанов Air и также весьма удачно вышла на IPO. Скандальная Nikola к концу года уладила проблемы с регулятором и начала поставки электрических и водородных грузовиков. Китайская Xpeng в этом году достигла отметки в 100 тыс. поставленных на рынок электрокаров, а Nio начала поставки за пределы Китая, в частности в Норвегию, и не думает на этом останавливаться.

Неподдельный интерес к рынку электромобилей проявляют и технологические компании. Ещё в марте Xiaomi заявила, что потратит $10 млрд на разработку и выпуск собственного электромобиля. Также большие амбиции в этом направлении демонстрирует Apple, хотя официально планы  компании по участию в рынке электромобилей пока не были объявлены. По слухам, Apple Car будет полностью автономным и выйдет в 2025 году. Также сообщалось, что китайская Oppo работает над своим электрокаром. А в конце года неожиданно вышла на рынок автомобилей и компания Huawei, пусть и с гибридной моделью.

Говоря об инновационных автомобилях, нельзя не затронуть тему беспилотников. В этом году компания «Яндекс», которая является одним из крупнейших мировых разработчиков систем автопилота, начала тестировать свои беспилотные автомобили на дорогах Москвы и Иннополиса и даже запустила сервис такcи на их основе (пока лишь для своих сотрудников). Другие компании также начинают внедрять беспилотники. В 2022 году Mobileye запустит сервис роботакси в Мюнхене, китайская Pony.ai выпустит роботакси на дороги Калифорнии, скоро запустит сервис роботакси  и Waymo. А Cruise уже запустила службу роботакси в Сан-Франциско.

Гиганты автомобильного рынка, включая Volkswagen, Hyundai, General Motors и другие, осознали, что будущее за электромобилями, и представили свои стратегии на ближайшие годы  по развитию в данном направлении. Так, Volkswagen разработала план, согласно которому к 2040 году она полностью откажется от производства автомобилей с ДВС. Hyundai представила большой план по переводу транспорта на водород и решила в основном отказаться от ДВС — также к 2040 году. Аналогичные планы есть и у Honda.

В России, как упоминалось выше, продажи электромобилей также растут и местные компании не планируют оставаться в стороне. Так, электромобиль «Кама-1» уже готов к серийному производству, оборонный концерн «Алмаз-Антей» скоро покажет гражданский электрокар E-NEVA, также скоро обещают начать поставки компактного электрокара Zetta по цене от 550 тыс. рублей. Но при этом правительство отказалось от планов по субсидированию продаж электрокаров.

#Большие шаги по исследованию космоса

Новостей, связанных с космосом, в этом году было удивительно много. В области исследований, пожалуй, главным героем стал марсоход Perseverance, который в феврале успешно сел на поверхность Красной планеты. Там он уже нашёл органику, собирает образцы грунта, которые в будущих миссиях планируется доставить на Землю, и снимает потрясающие фото.

На себе ровер Perseverance привёз вертолёт Ingenuity, который впоследствии стал первой винтокрылой машиной, совершавшей полёт на другой планете. На текущий момент аппарат провёл 18 полётов, и, хотя изначально планировалось совершить 5 полётов, это ещё не конец. Но основная миссия — доказать возможность полётов винтокрылых машин в условиях разреженной атмосферы Марса — успешно выполнена.

Другой важной миссией, вошедшей (уже можно констатировать, что вошедшей успешно) в решающую фазу в самом конце 2021 года, стал запуск космического телескопа «Джеймс Уэбб», который является самым крупным из существующих космических телескопов. Он будет сканировать Вселенную в оптическом и инфракрасном диапазонах, искать жизнь и даже сможет зафиксировать излучение объектов, появившихся на заре Вселенной. Создание «Уэбба» началось ещё в прошлом веке, пуск неоднократно откладывался, а стоимость в итоге приблизилась к $10 млрд. Но 25 декабря он наконец покинул Землю и теперь направляется к месту базирования, в точку Лагранжа L2 системы Солнце—Земля.

А вот космический ветеран — орбитальный телескоп «Хаббл» — в этом году сбоил, причём дважды и весьма серьёзно. Один сбой был летом, а второй случился в последние дни октября. Научные приборы космической обсерватории начали сигнализировать о проблемах синхронизации в цепях аппаратуры управления. Но постепенно специалисты восстановили его работу, и сейчас он продолжает изучать Вселенную.

Ещё одним важным достижением 2021 года можно считать то, что рукотворный аппарат впервые совершил погружение в корону Солнца. Это сделал аппарат Parker Solar Probe, собрав ценные данные о составе и структуре солнечного ветра. Этот аппарат совершил уже несколько сближений с Солнцем и продолжит это делать для изучения светила, а также он несколько раз сближался с Венерой, изучая и её. Кроме того, зонд «Паркер» стал самым быстрым в истории  объектом, созданным человеком, — сейчас он перемещается со скоростью больше 586 800 км/ч.

Наконец, в апреле минувшего года Китай начал строить национальную орбитальную станцию «Тяньгун», или «Небесный дворец». Уже летом на станцию был отправлен первый экипаж, который проводил монтаж оборудования. А после возвращения тайконавтов, в октябре, была отправлена вторая пилотируемая миссия. В дальнейшем в космос доставят лабораторные модули. Завершить строительство станции планируется уже в этом году.

#Космический туризм вышел на новый уровень

Много событий произошло и в сфере коммерческого освоения космоса. Можно сказать, что в прошлом году началась эра суборбитального туризма. Первым суборбитальный туристический полёт совершил основатель космической компании Virgin Galactic миллиардер Ричард Брэнсон (Richard Branson) — на корабле Unity он поднялся на высоту больше 80 км, тем самым преодолев границу космоса (по американской классификации).

Таким образом Брэнсон обогнал своего главного конкурента — Джеффа Безоса (Jeff Bezos) — миллиардера, основателя Amazon и космической компании Bluу Origin. На корабле Blue Origin New Shepard в июне Безос слетал на высоту 100 км над поверхностью Земли, достигнув границы космоса по международной классификации. После этого Blue Origin совершали ещё несколько коммерческих туристических пусков.

Но в куда более интересный «космический тур» отправился в минувшем декабре японский миллиардер Юсаку Маэдзава. Вместе со своим ассистентом Йозо Хирано и российским космонавтом Александром Мисуркиным он посетил МКС и пробыл там 12 дней. Полёт выполнял «Роскосмос» на корабле «Союз МС-20». По неофициальной информации, экспедиция стоила миллиардеру порядка $88 млн. Это была первая «туристическая поездка» на МКС более чем за 10 лет.

Другим важным направлением коммерческого освоения космоса стал спутниковый интернет. Компания SpaceX Илона Маска продолжила отправлять на орбиту интернет-спутники Starlink. Причём в первой половине года делала это особенно активно. В итоге на данный момент запущено 1944 спутника Starlink — последний пуск фирменной ракеты Falcon 9 с грузом интернет-спутников состоялся 19 декабря. Также компания расширила географию тестирования своего интернета: в этом году он стал доступен в странах Европы, а также некоторых регионах Азии.

Помимо SpaceX активно запускала интернет-спутники на орбиту британская OneWeb, которая  еще в 2020 годучуть не разорилась. Доставкой аппаратов на орбиту занимается «Роскосмос», который в 2021 году провёл 8 пусков ракет «Союз-2.1б».

Вместе с тем у всё большего числа людей, компаний и организаций вызывает беспокойство проблема космического мусора. На орбите становится тесно, отработавших космических аппаратов или их обломков всё больше. В этом году успешно испытали на орбите космический уборщик ELSA-d. Также Китай вывел на орбиту прототип уборщика космического мусора, в России начали создавать подобный аппарат, а Стив Возняк, основатель Apple, создал стартап Privateer Space для борьбы с загрязнением орбиты.

#Скандальная Facebook, которая превратилась в Meta

В октябре 2021 года целый ряд крупных СМИ опубликовали расследование на основе слитых внутренних документов Facebook, показывающих, что компания в курсе многих проблем своей платформы, но не предпринимает усилий для их устранения, поскольку это может привести к снижению получаемых доходов. Например, компании известно о том, что алгоритмы её продуктов вызывают проблемы с психикой у пользователей: у детей тревожность и депрессию, а у взрослых — комплексы. Также соцсеть не борется с шокирующим контентом, жестокостью и в целом уделяет недостаточно внимания модерации в некоторых странах. На самом деле, проблем было обнародовано множество, и о многих из них говорили ещё до публикации расследований СМИ.

Почти сразу после скандала, 28 октября, компания Facebook объявила о смене названия — теперь она именуется Meta (сама социальная сеть сохранила название Facebook). Таким образом компания постаралась дистанцироваться от всего негатива, связанного с происходящим в социальной сети. Но официальная причина — намерение развивать... метавселенную! Подробнее об этом мы поговорим в следующем разделе.

Но даже несмотря на переименование, сервис Yahoo! Finance в конце декабря назвал Meta худшей компанией 2021 года. Вердикт вынесен на основании опроса 1,5 тысяч респондентов. Многие обвинили компанию в цензуре, тогда как другие видят проблему в активном распространении крайне правых взглядов и потворстве дезинформации. 

#Будущее за метавселенной и устройствами AR/VR

Одним из трендов, набравших высокую популярность в прошлом году, стала тема метавселенной — виртуального пространства, в котором люди могут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами через свои аватары. Если сильно упростить, то это новая версия интернета, в VR. Фактически метавселенные существовали и раньше, в том же VRChat, но ставшая Meta компания Facebook решила вывести явление на качественно новый уровень. Первой версией её метавселенной стала VR-платформа Horizon Worlds, представленная в декабре.

Другие компании также заинтересовались новой концепцией: глава Epic Games увидел в метавселенной «многотрилионный потенциал», Nike и Roblox создали виртуальный мир Nikeland, в Якутии создали первую отечественную метавселенную, Microsoft заявила о работе над игровыми метавселенными, а также анонсировала рабочие решения для данного направления. В общем, работа кипит, и в 2022 году мы, пожалуй, увидим больше плодов.

Важной вехой в развитии дополненной реальности стали анонсы умных очков, ведь такого рода продукт действительно имеет шансы заменить смартфоны. Здесь опять отличилась Facebook, которая в сентябре выпустила устройство Ray-Ban Stories за $299, которое умеет снимать видео и делать фото.

Однако куда более интересно выглядит концепт Xiaomi Smart Glasses, правая линза которого обладает прозрачным дисплеем (Mini LED с волноводом), правда, монохромным. Такие очки могут показывать уведомления, использоваться для навигации, делать фото, выполнять звонки. А вот TCL Thunderbird Smart Glasses Pioneer Edition — это первые в мире смарт-очки с прозрачными цветными дисплеями в линзах. Это расширяет функциональность, и вот как раз они уже могли бы стать альтернативой смартфону. Но пока это только прототипы.

Наконец, настоящую революцию в сфере виртуальной и дополненной реальности многие ждут от Apple. По слухам, компания разрабатывает гарнитуру дополненной реальности, которая будет обладать высокой функциональностью, но и стоить будет весьма дорого — как минимум $1 000. Её выход ожидается уже в конце текущего года. Также слухи указывают, что Apple разрабатывает и смарт-очки, но выйдут они ещё нескоро.

#Проблема безопасности данных и разбушевавшиеся хакеры

Большой скандал в сфере безопасности разгорелся вокруг ПО для взлома iPhone и Android под названием Pegasus, созданному израильской NSO Group. Этот софт якобы использовался правительствами и спецслужбами разных стран (Германия даже признала факт покупки этого софта) для слежки за журналистами, правозащитниками, активистами и даже сотрудниками Госдепа — всего примерно за 50 000 человек. Причём опасность софта Pegasus весьма высока, так как для его установки не требуются никакие действия жертвы, и он никак себя не выдает, тайно собирая и передавая «в нужные руки» пользовательские данные, сообщения, фото и прочее. Осенью Apple выпустила обновление iOS, в котором закрыта уязвимость, эксплуатируемая Pegasus.

Минувший 2021-й был отмечен рядом крупных взломов. Начнём с того, что случился под самый конец 2020-го — взлом множества компаний и государственных ведомств США через уязвимость в программном обеспечении SolarWinds. Пострадали Microsoft, Cisco, Intel, NVIDIA и другие — в сумме 100 компаний и 9 федеральных ведомств США. Согласно выпущенному позже отчёту, целью хакеров было собрать разведданные и прочие секреты США.

Нельзя не упомянуть и атаку с целью получения выкупа на оператора трубопровода Colonial Pipeline, вызвавшую перебои с поставками бензина на Восточном побережье США. Тогда Америка приравняла хакеров-вымогателей к террористам. И спустя меньше месяца после атаки на трубопровод с вымогательским ПО столкнулся крупнейший поставщик мяса JBS. А ещё спустя неполный месяц мир узнал о программе-вымогателе Kaseya, атаке которой подверглись более 1000 различных компаний. Заметим, что все эти атаки ФБР связывает с хакерской группировкой REvil, якобы российской.

Также много шума наделала инициатива Apple по поиску запрещённых фотографий прямо на iPhone пользователей. Таким образом компания намеревалась бороться с жестоким обращением с детьми. Но желание компании «просматривать» все фотографии пользователя, пусть и в неявном, хешированном виде, вызвала протест со стороны пользователей, правозащитников и политиков. В итоге компания сначала отложила внедрение новой технологии, а потом и вовсе подчистила упоминания о ней на своём сайте.

Много волнений было в начале прошлого года, когда WhatsApp изменила пользовательское соглашение и стала обмениваться пользовательскими данными с Facebook — естественно, в рекламных целях. По сути, мессенджер перестал отвечать за пользовательские данные. Причём компания вынудила пользователей согласиться с новыми условиями, не оставив им альтернативы. Компания убеждала, что пользовательские данные в безопасности, но всё же многие предпочли Telegram и другие мессенджеры. В ситуацию вмешались даже госорганы, но в итоге страсти поутихли, а новую политику приняли.

А конец года был отмечен обнаружением уязвимости в инструменте для сбора логов Log4j, который распространяется в составе Apache Logging Project. И именно поэтому данная уязвимость затрагивает миллионы, если не миллиарды устройств по всему миру и даже за его пределами — даже марсианский вертолёт Ingenuity оказался под угрозой. Данная уязвимость признана самой серьёзной за многие годы.

#Государства увидели угрозу в крупных IT-компаниях и решили их приструнить

В минувшем году власти и регуляторы многих стран плотно взялись за IT-гигантов и начали их активно регулировать. Крупные IT-компании, такие как Google, Facebook, Apple и другие, регулярно сталкивались с антимонопольными расследованиями и прежде, но в 2021 году их было очень много.

Например, США приняли в 2021 году план по ограничению влияния крупных технологических компаний. Это целый комплекс мер, призванный приструнить IT-гигантов. Евросоюз же больше озаботился тем, как IT-компании распоряжаются персональными данными, и принял ряд ограничений в этом направлении. Государства обеспокоены монополиями на рекламу, на магазины приложений и в целом на огромное влияние IT-гигантов на жизнь населения.

В качестве других примеров усиленного регулирования можно привести штраф Amazon в 1,13 млрд евро в Италии за злоупотребление рыночным положением, в Ирландии WhatsApp оштрафовали на 225 млн евро, Google оштрафовали во Франции на 500 млн евро, а в Южной Корее на $180 млн. И это лишь малая часть штрафов.

Роскомнадзор в течение всего 2021 года активно судился с крупными IT-компаниями. Штрафы за неудаление запрещённого контента получали Facebook, Telegram, TikTok, Google, Twitter, «ВКонтакте» и «Одноклассники». Все эти компании в течение года провинились в сумме на 187 млн рублей. Meta (Facebook) оштрафована на 70 миллионов рублей, Twitter — на 38,4 млн, Telegram — на 35 млн, Google — на 32,5 млн, TikTok — на 4,1 млн, «Одноклассники» — на 4 млн и «ВКонтакте» — на 3 миллиона рублей.

Помимо этого, под самый конец года Google и Meta угодили под оборотные штрафы за повторное неудаление противоправного контента. Первой присудили штраф в размере 7,2 млрд рублей, а второй — 2 млрд рублей. Тут же добавим, что Apple  в России был назначен штраф на 900 млн рублей, но уже за злоупотребление доминирующим положением на рынке мобильных приложений.

Помимо штрафов Роскомнадзор применял  в этом годуи другие санкции. Весной ведомство замедлило работу Twitter, также в связи с необходимостью защиты «российских граждан от влияния противоправного контента». Позже, когда компания удалила некоторые материалы, к которым были претензии, часть ограничений отменили.

Отдельно стоит упомянуть про Китай и особенности местного регулирования. Если по всему миру с основном борются с глобальными IT-гигантами, то в Поднебесной — с местными. В этом году Alibaba получила рекордный штраф в размере $2,8 млрд за антиконкурентные практики. Кроме того, официальный Пекин вмешался в деятельность Ant Group, дочерней финтехкомпании Alibaba, и запретил ей размещать акции на бирже, увидев в этом угрозу национальной финансовой системе.

Также китайские власти активно вмешивались в деятельность Tencent, что пагубно сказалось на её финансовых показателях. По Tencent сильно ударила инициатива по ограничению времени, которое китайские дети могут проводить в онлайн-играх: не более трёх часов в неделю.

#Завершился судебный процесс Epic против Apple. И тут же начался новый

Осенью 2021 года суд вынес решения по иску Epic против Apple. Напомним, всё началось с того, что Apple удалила игру Fortnite из своего магазина приложений, так как Epic предложила в ней альтернативный способ оплаты внутриигровых покупок. Epic пыталась через суд заставить Apple дать такое разрешение, и ей это удалось. Почти.

По решению калифорнийского суда Apple теперь не может запретить ссылаться на сторонние платёжные системы в приложениях. Решение суда должно было вступить в силу 9 декабря, однако в итоге Apple удалось на время отстоять свою политику, и пока что обязательный ввод альтернативных платежей отсрочен. Так что сейчас компания продолжает взимать 15—30%-ю комиссию за все транзакции в приложениях. Добавим, что обе стороны сразу же обжаловали решение, так что дело ещё не закончено.

Но при этом на определённые уступки Apple всё же пошла, причём даже до решения суда. Так называемым читательским приложениям для iOS, таким как Spotify, Netflix и другие сервисы с подписками, позволили добавлять ссылки на внешние ресурсы и получать платежи за пределами App Store. То есть если раньше подписаться на услуги этих сервисов с iOS-устройства можно было только через платёжную систему Apple, то теперь в них есть ссылка на сайт компании, где можно оформить подписку напрямую.

#Microsoft выпустила неоднозначную Windows 11

Самым важным софтверным анонсом минувшего года стал выход совершенно новой версии Windows — в начале октября Microsoft выпустила Windows 11. С релиза предыдущей Windows 10 прошло более 6 лет, и Microsoft решила, что пора обновляться, хотя и обещала этого не делать. Релиз получился неоднозначный и многих пользователей воодушевить не смог. К тому же на старте обнаружилось много проблем, в том числе с совместимостью: Microsoft задала довольно жёсткие требования для системы, и даже относительно новые ПК оказались за бортом.

Как мы писали в нашем обзоре, Windows 11 является компиляцией как относительно новых и заимствованных из так и не вышедшей Windows 10X решений, так и старых, успевших превратиться в клише идей. Причём последних намного больше: тут и скруглённые окна из эпохи Windows XP, и виджеты из противоречивой Vista, и панель задач и прочие красоты в духе Apple macOS.

Из новаторского в новой системе лишь геймерские функции, на которые клюнут любители цифровых развлечений, а также встроенная поддержка Android-приложений. Последняя действительно многим окажется очень полезной. Официально Windows 11 поддерживает Android-приложения только из магазина Amazon. Однако недавно Google объявила, что самостоятельно реализует поддержку приложений и игр из «Play Маркет» в новой ОС Microsoft через стороннее приложение.

#Intel вернула лидерство на рынке процессоров для ПК

В отличие от 2020 года, прошлый 2021-й не может похвастаться множеством громких анонсов процессоров, видеокарт и прочего железа. Но всё же кое-что интересное было: вышли процессоры Intel Core 12-го поколения, также известные как Alder Lake-S. С ними Intel наконец принесла 10-нм техпроцесс в настольный сегмент, где его ждали с 2015 года. Кроме того, новые процессоры предлагают совершенно новую архитектуру, точнее даже две: это первые настольные чипы Intel, в которых используются одновременно большие Р-ядра (архитектура Golden Cove) для тяжёлых нагрузок и малые Е-ядра (Gracemont) для базовых фоновых задач.

Такое сочетание обеспечивает лучшую производительность в многопоточных нагрузках, но при этом позволяет сократить энергопотребление при выполнении простых задач. И как показали наши тесты, подход Intel полностью себя оправдал: если в прошлом году мы сообщали, что AMD обогнала «синих» не только в приложениях, но и даже в играх, то сейчас Intel вернула себе лидерство. Теперь AMD придётся что-то придумывать. А для потребителя соперничество — это хорошо, без него Alder Lake бы в таком виде точно не было.

Вместе с Alder Lake пришли и новый тип оперативной памяти — DDR5, и новая версия шины PCI Express — PCIe 5.0. Последняя отличается вдвое большей пропускной способностью по сравнению с PCIe 4.0, но воспользоваться ею пока что не получится. Производители только начали готовить твердотельные накопители с поддержкой нового стандарта. Но когда это все-таки случится — появятся они, вероятно, когда-то позже в 2022 году — скорость у них будет феноменальная: 14 000 Мбайт/с выглядит мощно.

А вот опробовать оперативную память DDR5 можно уже сейчас. От DDR4 её отличает повышенная пропускная способность: минимальная скорость работы DDR5 составляет 4800 МГц, а уже сегодня можно найти модули с частотой 6000 МГц. Планки DDR4-4800 и даже выше тоже продаются, но стоят они крайне дорого, да и не в каждой системе смогут достичь таких высот. Другим важным отличием DDR5 является изменение в схеме питания модулей. Теперь питанием управляет не материнская плата, а модули самостоятельно, это обеспечит лучший разгон.

Единственная проблема с DDR5 — купить её проблематично. И дело не в высокой цене, хотя и она, мягко говоря, «кусается», а банально в отсутствии модулей в магазинах. Но время от времени они появляются.

***

Данный материал традиционно открывает цикл статей, посвящённый итогам года. В ближайшие дни на нашем сайте будут опубликованы материалы на различные темы, в которых мы подведём более глубокие итоги 2021 года.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
Комментарии загружаются...
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Китайские Tesla получили режим караоке — фирменные микрофоны TeslaMic раскупили за час 2 мин.
Тим Кук: ситуация с поставками компонентов для продуктов Apple будет улучаться 2 ч.
Российский электромобиль «Кама-1» поступит в продажу в 2024–2025 годах — он будет нацелен на такси и каршеринг 2 ч.
Ekto VR представила странные ботинки для виртуальной реальности 2 ч.
Китай назвал новые цели для космической отрасли: освоение Луны и коммерциализация космоса 2 ч.
Seagate начала поставки 22-Тбайт жёстких дисков — сейчас это самые ёмкие HDD на рынке 3 ч.
Daimler надеется сильно поднять капитализацию после переименования в Mercedes-Benz 4 ч.
Realme 9 Pro+ получит камеру флагманского уровня при цене от $265 4 ч.
IBM подтвердила выпуск нового мейнфрейма серии Z в первом полугодии 5 ч.
Sony с помощью технологии Blu-ray смогла передать данные из стратосферы в космос со скоростью 446 Мбит/с 5 ч.