Игры

A Memoir Blue — по волнам её памяти. Рецензия

Жанр Приключение
Издатель Annapurna Interactive
Издатель в России Нет
Разработчик Cloisters Interactive
Минимальные требования Windows 10 и выше, процессор уровня Intel Core i3-4130 3,4 ГГц или AMD FX-8350 4,0 ГГц, 6 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня NVIDIA GeForce GTX 650 Ti (2 Гбайт видеопамяти) или AMD Radeon RX 460 (2 Гбайт видеопамяти), 4 Гбайт на накопителе
Рекомендуемые требования Процессор уровня Intel Core i5-3470 3,6 ГГц или AMD Ryzen 3 1200 3,1 ГГц, 8 Гбайт оперативной памяти, NVIDIA GeForce GTX 1060 с 6 Гбайт памяти или AMD Radeon RX 5600 XT с 6 Гбайт памяти
Дата выхода 24 марта 2022 года
Возрастной ценз Не определён
Локализация Текст (в меню; в игре — не требуется)
Платформы PC, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One, Xbox Series S | X, Nintendo Switch
Официальный сайт

Играли на PC

Гребок правой рукой, гребок левой рукой, удар ногами, поворот головы, вдох, разворот, толчок, поворот головы, выдох, пора прибавлять. Рывок, руки работают мощнее, удары ногами чаще, мышцы по всему телу напрягаются до предела, наращивание темпа до максимума, концентрация только на своей дорожке, касание. Финиш. Победа. Опять. Я отнимаю руки от бортика и отпускаю тело в свободное плавание — и оно медленно, не торопясь погружается во взбаламученную, но всё же теплую и столь приятную воду бассейна. Я складываю руки на груди, подгибаю ноги и закрываю глаза. Здравствуй, мама, я вернулась.

***

Создавшая A Memoir Blue студия Cloisters Interactive основана в Нью-Йорке, но зарегистрирована на Тайване. Cloisters Interactive с порога заявляет не только жанр игры («интерактивная поэма»), но и тему (отношения героини, чемпионки по плаванию, с матерью) — и более того, заявляет в синопсисе даже финал истории. Дико, не правда ли? Но речь идёт о поэме — никто же не ждёт от стихотворения впечатляющих сюжетных поворотов. Суть A Memoir Blue — исключительно во взаимодействии игрока и игры на уровне чувств, в тех переживаниях, которые вызывает ассоциативный ряд произведения.

 Настраиваемся на волну детства

Настраиваемся на волну детства

И стихотворно-геймплейная ткань плетётся искусно, даром что A Memoir Blue — дебютная игра студии. Мириам, героиня игры, без какой-либо радости получает очередную золотую медаль и возвращается домой, погружается в свои мысли, пропускает очередной телефонный звонок и засыпает — и повествование вслед за ней соскальзывает из реальности в сновидение.

Мы погружаемся вслед за Мириам в её родную стихию и, постепенно ныряя всё глубже, двигаемся при этом в воспоминаниях от более ранних до более поздних — перебирая старые фотографии, меняя один транспорт на другой (метро, паром, поезд), обживая заново давно покинутые места и, конечно же, встречаясь и с матерью, и с самой собой. И всё время проваливаясь вглубь — Мириам потеряла опору явно не этой ночью, а гораздо раньше.

 В этой сцене нам надо двигать само Солнце, сменяя день — ночью. Такой вот симулятор демиурга

В этой сцене нам надо двигать само Солнце, сменяя день — ночью. Такой вот симулятор демиурга

Говоря об игре-стихотворении, надо всё-таки определиться с жанром — но в данном случае не игровым (он уже заявлен), а стихотворным. A Memoir Blue — это, безусловно, творение символистское. Она двигается от одной метафоры к другой, причём широкими шагами, и не стесняется ради большей выразительности постоянно менять законы взаимодействия с игровым миром и смешивать двухмерную и трёхмерную графику — слои «тогда» и «сейчас», разорванные в сознании героини.

 Отдавая деньги в руку, сотканную из тьмы, ждешь, что сейчас поэма станет триллером — но этого не происходит

Отдавая деньги в руку, сотканную из тьмы, ждешь, что сейчас поэма станет триллером — но этого не происходит

Впрочем, всерьёз говорить о взаимодействии с виртуальным миром не приходится — A Memoir Blue фактически играет в себя сама, давая нам в руки управление исключительно для сохранения интерактивности, помогающей идентифицировать себя с героиней и проживать с ней эти события с бо́льшим эмоциональным накалом, чем если бы мы просто посмотрели часовой мультфильм. Но вдаваться здесь в очередную заочную дискуссию о необходимости полноценного геймплея я не буду. Мы совершаем, по сути, простейшие действия: шевелим лёд в стакане, нажимаем кнопки и дёргаем рубильники на приборной панели корабля (и затем просто двигаем этот кораблик на двухмерной карте от причала к причалу), стираем грязь со старых фотографий, перетаскиваем вещи на полки и стряхиваем их затем оттуда — и так далее. Ни одно из этих действий Мириам не совершает, к слову, сама — эпизоды, когда нам в руки передают управление, происходят независимо от персонажей. Игрок, грубо говоря, просто выстраивает декорации, прокладывает путь и выражает эмоции. Затем игра отбирает у нас управление и показывает небольшие сюжетные сценки. Наша задача — задать темп, а рифмует A Memoir Blue самостоятельно.

При этом в конечном счете метафоры оказываются достаточно простыми — это путешествие через предметный мир в отличие от, пожалуй, наиболее близкой по лиричному настроению и тематике игры, прекрасной Gris с её абсолютной оторванностью от реальности. От этого A Memoir Blue может показаться простоватой — и в этой простоте есть как своё очарование, так и неизбежный разрыв с частью аудитории. Несмотря на вечную тему (отношения матери и дочери, детские обиды, принятие родителей и их жертв), ассоциировать себя с довольно конкретными вещами и персонажами может быть не так просто.

 Начало великой, но безрадостной карьеры

Начало великой, но безрадостной карьеры

Как бы то ни было, поэма у Cloisters Interactive получилась очень красивая. Она хорошо работает ритмически, не сбиваясь с темы и не затягивая сцены. Игра превосходно оформлена и, что очень важно для дебютного произведения, обходится почти без технических огрехов — моменты, когда в трёхмерный полноцветный мир вторгаются двухмерные фигурки «мамы и Мириам из прошлого» не только трогают каждый раз, но и создают плодородную почву для финального катарсиса. И конечно же — поскольку мы говорим об инди-игре — здесь прекрасная музыка: как фоновая, так и песни в исполнении певицы IMOGEN.

***

Необычайно короткая — игру можно пройти менее чем за час, — но очень цельная и трогательная история про путешествие вглубь себя и своих отношений с родителями. Довольно прямолинейная по содержанию, A Memoir Blue при этом весьма изящна по форме и исполнению. И если Gris я сравнивал со статуэткой из тончайшего фарфора, то здесь хочется говорить о лёгком толчке в спину, двигающем игрока если не к визиту к психотерапевту, то как минимум к телефону, где не так уж сложно набрать хорошо знакомый номер.

Достоинства:

  • изящное визуальное исполнение;
  • прекрасная музыка;
  • трогательная история на универсальную тему детско-родительских отношений и непрощенных обид.

Недостатки:

  • местами методы A Memoir Blue могут показаться прямолинейными;
  • игра очень короткая.

Графика

Сочетание небогатого, но очень аккуратного 3D с то и дело вторгающимися двухмерными персонажами — игра выглядит как минимум опрятно и при этом не боится крупных планов.

Звук

Приятная фоновая музыка создаёт нужное настроение, а песни в исполнении IMOGEN идеально расставляют акценты.

Одиночная игра

Игра, по сути, течёт сама при минимальном вмешательстве игрока, которому просто надо расставлять декорации для совершаемого у него на глазах действа.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Ориентировочное время прохождения

Около одного часа.

Общее впечатление

Короткая личная история, обёрнутая в форму интерактивной поэмы — трогательная, изящная и эмоциональная.

Оценка: 8,0/10

Подробнее о системе оценок

Видео:

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
Комментарии загружаются...
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥