Сегодня 23 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

Dordogne — солнце моё. Рецензия

Жанр Приключение
Издатель Focus Entertainment
Издатель в России Нет
Разработчик UN JE SAIS QUOI, UMANIMATION
Системные требования Windows 10 и выше, процессор уровня AMD Ryzen 5 2500U 2,0 ГГц или Intel Core i5-7600 3,5 ГГц, 5 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня AMD Radeon RX Vega 8 или Intel HD Graphics 620 с 1 Гбайт видеопамяти, 4 Гбайт на жёстком диске
Дата выхода 13 июня 2023 года
Локализация Текст
Возрастной ценз Не определён
Платформы PC, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox Series S, Series X, Nintendo Switch
Официальный сайт

Играли на PC

Амнезия — один из самых назойливых и распространённых тропов в видеоиграх. Очень легко знакомить с происходящим одновременно и игрока, и главного героя, напрочь забывшего всё про окружающий мир. И этим приемом не гнушаются даже великие, создавшие игры вроде Planescape: Torment и Disco Elysium. Авторы Dordogne пошли по той же дорожке. Героиня этой истории не страдает амнезией или алкогольным делирием — просто из её памяти напрочь выпал месяц, проведённый в детстве у бабушки. И мы будем помогать ей его вспомнить. Какова интрига, правда?.. И всё же согласитесь — в глубине души появляется легкая тревога: что же там произошло такого, что она предпочла это попросту вытеснить из памяти? Разбираемся вместе с Мими, 32-летней сотрудницей рекламного агентства, получившей письмо от бабушки впервые за двадцать лет — увы, уже после её смерти.

 Этот «Ситроен». Игра определ`нно очень французская — с первых же кадров

Этот «Ситроен»... Игра определённо очень французская — с первых же кадров

Домик в Дордони, что в юго-западной Франции, неподалёку от Бордо, весь оплетён виноградом, сад разросся, даже внутри самого дома уже растут деревья — Нора на старости лет немного запустила хозяйство. И её сын — папа Мими — совсем не горел желанием, чтобы его дочь туда ехала после смерти бабушки. Какие тайны подготовил этот дом на холме? Неужели нас ждёт очередное выгребание скелетов из шкафов в духе, например, «Шороха»?

Войдя в опустевший домик (ключ еле провернулся, дверь открылась со скрипом), Мими берёт в руки показавшийся знакомым предмет… и проваливается в прошлое. Мими 12 лет, отец привез её в дом Норы, чтобы она провела там месяц. Но любимый дедушка недавно умер, друзья остались в Париже, а с бабушкой она не близка. Кажется, это будет уныленький месяц, после которого опять в школу. Папа, за что?

 Красоты здесь реально очень много, она в Dordogne прямо разливается по экрану — если вы, конечно, цените в играх изобразительное искусство, а не сугубый реализм

Красоты здесь реально очень много, она в Dordogne прямо разливается по экрану — если вы, конечно, цените в играх изобразительное искусство, а не строгий реализм

Ладно, не буду томить — дом на холме обходится без призрака. Совсем наоборот — атмосфера увядания на старте игры очень быстро сменится августом, уже подмигивающим осени, но всё еще нестерпимо знойным и наполненным приключениями. Мими будет вспоминать его по кусочкам и восстановит в памяти, вероятно, самый счастливый и одновременно окончательно разрушивший одну семью месяц жизни.

Dordogne именно то, чем она кажется по первым же кадрам, которые я увидел ещё года четыре назад. Она нарисована не уникальным самим по себе, но редко встречающимся в играх акварельным стилем — со своим особым характером. Логично — за игрой стоит студия UMANIMATION, которая занимается анимационными проектами на стыке разных искусств. Игры для неё — нечто новое и как будто стороннее. Это скорее личный проект одного из работников студии, Седрика Бабуша, решившего дать жизнь своему то ли детскому воспоминанию, то ли фантазии об этом воспоминании, перемешав в нём бытовой уют и приключения в духе рассказов о Гекльберри Финне, живо замешав всё на невероятной природе Дордони — региона, не в последнюю очередь знаменитого обильными находками из мира первобытных людей.

 Иногда за Мими надо выбрать реакцию-эмоцию, и это будут довольно мощные моменты — в том числе и по построению кадра

Иногда за Мими надо выбрать реакцию-эмоцию, и это будут довольно мощные моменты — в том числе и по построению кадра

Что-то первобытное есть и в самой игре. Нет, скорее, не первобытное, а первозданное — как счастье от соприкосновения с родным человеком. Счастье омрачённое. Проживая месяц Мими и Норы, катаясь с ними на каяке, пропалывая огород и гуляя по рынку в поисках лучших овощей, мы параллельно соприкасаемся с какими-то осколками прошлого, показывающими сложности взаимоотношений между людьми, в том числе и родными. Что-то, что может рассорить мать и сына. Внести раздрай между учителем и любимым учеником. Разбить грустью самый яркий солнечный день. Не просто так Нора очень много спит — словно сокращает время, которое ей надо ещё провести на этом свете без любимого мужа.

Но эти трещины в коре мироздания оказываются в конечном счёте неважны — проникая дальше в прошлое, вспоминая тот свой месяц, Мими не только многое понимает, но и возвращает непосредственность в отношениях с близкими. Я, как отец годовалого ребенка, вижу это счастье каждый день — когда ты вызываешь улыбку у человека просто фактом своего существования, когда эта улыбка появляется вместе с новым днем, когда каждому новому человеку хочется махать рукой, приглашая его в свою маленькую (но непрерывно разрастающуюся) жизнь. Это, несомненно, пройдёт, жизнь станет более горькой на вкус — но именно про эти ощущения и ведёт речь Dordogne; без захода на территорию младенчества, но ретроспективно убирая горечь из воспоминаний, возвращая ощущение родства — как с близкими людьми, так и с солнцем, садом, рекой, воздушными шарами в небе.

 В конце каждой главы мы составляем «портрет дня» — в том числе и при помощи стихов

В конце каждой главы мы составляем «портрет дня» — в том числе и при помощи стихов

Но нужно сказать пару слов не только об эмоциональной стороне Dordogne, но и том, что это за игра. За солнечными, почти плоскими акварельными декорациями (в которые, к слову, совсем недурно вписаны трёхмерные модели персонажей, а камера выделывает хитрые кренделя, чтобы сохранить ощущение пространства) таится довольно простое по форме приключение. Мы проводим время за мини-играми, порой изящными, порой довольно корявыми — из них, собственно, состоит быт: насыпать чай в чашку, вырвать сорняки, вставить ключ в замочную скважину (поначалу это невыносимо тяжело, к слову, — авторам бы симулятор алкоголика создавать). Они слегка разбавляют основной процесс — прогулки по немногочисленным, но неизбежно живописнейшим окрестностям, где мы знакомимся с другими персонажами (большая часть появляется вообще единожды — это очень сфокусированная история), собираем коллекционные предметы, а также фотографируем и записываем звуки.

Да-да, ещё один проект с внутриигровой фотографией — теперь на старенький Polaroid. Но в сочетании с возможностью ещё и писать звуки при помощи микрофона и кассетника, а затем складывать впечатления в альбом в произвольном порядке — очень напоминает о SEASON: A letter to the future. Едва ли создатели этих двух игр как-то взаимодействовали или черпали вдохновение друг у друга — но совпадение удивительное. И думается, неслучайное.

 Говорю же — фран-цуз-ское

Говорю же — фран-цуз-ское

Эти два произведения слегка похожи своей солнечной красотой — и чуть ли не противоположны по эмоциональной окраске. Светлая, но безысходная грусть SEASON — и возвращённое себе счастье воспоминаний Dordogne. Но самое главное тут всё же общее — и та и другая игра направлены в прошлое, которое нельзя вернуть и которое как раз и было наполнено большим смыслом, в отличие от настоящего. И знаете, это чувство очень отзывается в сегодняшнем моменте.

***

Dordogne — произведение акварельное не только в изобразительном плане. Слегка расплываются и текут краски нарратива — проникнуть в мотивации главных героев до конца так и не удаётся. Широкие мазки игрового процесса при взгляде вплотную оказываются условными — геймплей, как часто бывает в подобных играх, здесь необязательный и местами даже раздражающий — не стоит разглядывать акварель под лупой. Но стоит чуть отойти и, возможно, даже расфокусировать взгляд — как картина словно бы оживает. И вот перед глазами уже не только Мими и Нора. В ушах не только треск цикад и журчание речушки Дордони. Постепенно их вытесняет писк ласточек, крики детишек, гоняющих мяч в соседнем сквере. Сознание наполняет запах блинчиков с капустой. Вечереет. Ты в подмосковном посёлке. Тебе двенадцать. Бабушка жива. И всё лето ещё впереди.

Достоинства:

  • акварельная красота;
  • трогательное обаяние ностальгии;
  • игра даёт соприкоснуться с детством — в том числе будто и своим.

Недостатки:

  • необязательный по большей части игровой процесс местами раздражает;
  • история очень короткая — и порой может показаться поданной поспешно.

Графика

Игра очень красивая — безо всяких но. Это вполне полноценное произведение искусства, очень скромный по объему, но любовно нарисованный «мультфильм».

Звук

Не слишком запоминающиеся и яркие восьмидесятнические ритмы в исполнении дуэта Supernaive хорошо подходят происходящему. Персонажи приятно озвучены, но почему-то не было возможности включить французскую озвучку. А с английской часть очарования всё же уходит, словно с неуместным дубляжом.

Одиночная игра

Небольшое приключение — с необязательным коллекционированием, попытками вовлечь в игровой контекст через тактильность и возможность фиксировать детали этого мира (делать фото, записывать звуки, формировать свои «итоги дня», которые ни на что не влияют).

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Ориентировочное время прохождения

3–4 часа (в зависимости от вашей любви к «собирашкам»).

Общее впечатление

Чуть скомканная ближе к концу и порой слишком уж «акварельная» во всём, но очень душевная и способная реально создать контакт с вашим собственным детством игра.

Оценка: 8,0/10

Подробнее о системе оценок

Видео:

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥