⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
SEASON: A letter to the future — здравствуй, грусть. Рецензия
Играли на PC Рассветные лучи мягко играют на мостовой. Стрекочет цикада. Тихонько звучит музыка ветра. Струится вода в фонтане. Лёгкий ветерок гоняет по площади бумажные стаканчики и салфетки, которые не успели убрать после вчерашнего праздника. Обычное утро. Но... наверное, последнее. ⇡#Ride my bicycleСколько мы уже видели вариантов апокалипсиса только среди игровых произведений! Обычно, правда, мы либо пытаемся его остановить каким-то образом — как при помощи насилия, так и совершенно мирным способом, как в Minute of Islands, например; либо вступаем в дело вскоре после того, как он свершился, — чаще всего испытываем страдания и опять же боремся, но иногда всё же и наслаждаемся изменившимся после катастрофы миром (Mutazione). SEASON: A letter to the future тоже заигрывает с этой темой, но совершенно по-своему — миру, кажется, конец. Но, во-первых, поделать с этим мы ничего не можем. Во-вторых, какой это будет конец — совершенно непонятно. В-третьих, даже в том, что этот конец наступит, нельзя быть уверенным. Сезон, видимо, заканчивается. Но что это значит? Задаваясь в том числе и этим вопросом, Эстель собирается в путь. В её сумке дневник, карандаш для набросков, фотокамера моментальной съемки, диктофон. А на шее — кулон, в котором собраны воспоминания о доме, в который Эстель, скорее всего, уже не доведётся вернуться. Её цель — добраться со своим дневником до Музея, фиксируя по пути всё, что она увидит, услышит и почувствует. Сохраняя воспоминания об ушедшем Сезоне для потомков. И пытаясь вообще понять, что же такое Сезон. И что будет после?.. SEASON: A letter to the future сразу же настраивает на созерцательный лад и больше уже не меняет тональности до самого конца: неспешное, но внимательное соприкосновение с моментом, фиксация ненужных, казалось бы, деталей, погружение в мир одновременно и уютный, и наполненный следами былых трагедий и висящим в воздухе ожиданием потрясения грядущего. Эстель никогда не выходила за пределы своей деревни — и мы отправляемся в путешествие вместе с ней, с широко открытыми глазами познавая очень похожий на наш с вами и в то же время ненавязчиво фантазийный мир. Его история, история перемены Сезонов написана крупными мазками — мы узнаём её по крупицам: из каких-то найденных по пути писем, объявлений, граффити. Мир SEASON по большей части пустынен, но в ключевые моменты мы всё же либо встречаем немногочисленных персонажей, дающих этой истории дополнительное измерение, либо отправляемся по волнам своей памяти и «общаемся» с жителями родной деревни. Тем не менее SEASON вполне осознанно избегает почти любой информации «в лоб», искусно ускользая от изложения событий в хронологической последовательности. Всё, что мы собираем в свой дневник, проходит сквозь фильтр восприятия Эстель и игрока. По сути, SEASON можно пройти, просто двигаясь на велосипеде из начала в конец, фотографируя всё вокруг по своему усмотрению, записывая случайные звуки и не пытаясь разобраться в происходящем. Оно произойдёт и без нашего участия. Мы здесь — не центр событий и даже не активный участник. Просто летописец. В SEASON есть буквально три ключевые точки, которые обязательно надо посетить и поговорить там с нужными персонажами. В остальном вы вольны заполнять дневник как угодно. Или вовсе не заполнять его, манкируя взятой на себя ролью. Неожиданная свобода для совершенно линейного, по сути, приключения. И, на самом деле, едва ли не главная идея SEASON — это история, свободная для интерпретаций. Несмотря на то, что, конечно же, изучить здесь каждый закоулок и узнать как можно больше о мире игры очень хочется — он буквально затягивает, — в SEASON намного более значим процесс, нежели результат. Не важно, что у вас окажется в дневнике к концу, важно, какие эмоции вы испытаете по ходу путешествия. ⇡#МеланхолияВ первую очередь SEASON: A letter to the future меня очаровала два года назад тем, как она выглядит. Образ персонажа, мчащего на велосипеде по пустынным пейзажам дивной красоты, наводил на мысли то ли о «Поездке в Йокогаму за продуктами», то ли о произведениях Макото Синкая. И игра не изменяет первому впечатлению — мультяшность очень идёт Season. Впрочем, прямой отсылки к аниме на самом деле нет: хотя некоторые персонажи будто вышли из мультфильмов Миядзаки, и пусть тут прямо-таки синкаевское небо, но в остальном у игры на самом деле свой собственный стиль, прямые корни которого сложно найти. При этом нужно быть готовым к тому, что большого разнообразия пейзажей SEASON не предложит: да, художники вдохновлялись сразу и Италией, и Шотландией, и Японией, и Китаем, но мир здесь очень компактный. По сути, игра по итогу не оказывается даже полноценным дорожным приключением. Вместо непрерывного путешествия из стартовой точки к финишу мы фактически большую часть времени колесим по одной-единственной долине, замкнутой, но свободной для исследования в любом порядке. Нелинейность, несмотря на участок открытого мира, здесь весьма условная. Да, как я уже говорил выше, мы вольны заполнять дневник (главная и единственная задача в игре) чем угодно и как угодно, вплоть до виньеток, украшений и заметок Эстель по поводу увиденного — двух одинаковых дневников у двух игроков не будет никогда. Также мы можем выбирать разные ответы в диалогах и принимать некоторые решения — но на концовку это, судя по всему, не повлияет. Да, повторюсь, весь смысл здесь не в том что, а в том как. Выбирая в моменте то или иное, вы строите историю не формально, а внутри себя. Игры — молодой, но очень живой вид искусства, который «в прямом эфире» ищет себя. Формы взаимодействия с игроком, та или иная степень интерактивности, способы подачи истории. SEASON: A letter to the future, на первый взгляд, не приносит в эти поиски ничего нового: конвенционально красивая меланхоличная игра-путешествие, где надо исследовать окружение и говорить с другими персонажами. Фотоаппарат в игре? Есть целые игры про фотографирование! Диктофон, с помощью которого можно записывать, например, уханье совы? И это видели! Ничего свежего в плане геймплея SEASON продемонстрировать не может. Но она нащупывает какую-то пока не слишком протоптанную тропу в плане повествования — слегка нечеткого, поэтичного и открытого для интерпретаций, словно фильмы Цай Минь Ляня или Би Гана (которыми в числе прочего вдохновлялись авторы игры), — уход от конкретики в область чувств без лобовых метафор, но при этом с сохранением внятности; как таковой истории SEASON, по сути, ведь и не рассказывает. Это одновременно и вполне обычная по форме, и оригинальная по подаче игра. *** SEASON: A letter to the future полностью лишена не только насилия, но и конфликтов — мы можем лишь сталкиваться с последствиями войны, которая прошла в предшествующем Сезоне. Это опыт созерцания. Созерцания, проникнутого меланхолией. Уходящий Сезон затворяет за собой ворота, будущее размыто — поэтому остаётся обращать свой взор в прошлое. А прошлое — это всегда ностальгия, потери, неисполненные желания, ошибки, упущенные возможности. Пусть и смешанные с прекрасными моментами счастья. При этом SEASON при своей минорной тональности удаётся одновременно уйти и от какой-либо трагичности, и от сентиментальности. Это в первую очередь произведение о памяти — тема, ставшая в последнее время невероятно популярной в играх (Hindsight, A Memoir Blue, «Помни…», та же недавняя Pentiment). О том, как после смерти мы продолжаем жить в вещах или воспоминаниях близких. О том, как вещи могут говорить. О том, как важно сохранять свою собственную маленькую историю — как контакт с самим собой настоящим. Иначе можно не пройти испытание временем. И сменой сезонов. Достоинства:
Недостатки:
Оценка: 9,0/10 SEASON: A letter to the future
Видео: Ссылки по теме:
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|