Жанр | Головоломка |
Издатель | Thunderful Games |
Разработчик | Sad Owl Studios |
Системные требования | Windows 10 и выше, процессор уровня Intel i5-9600K тактовой частотой 3,7 ГГц или AMD Ryzen 5 тактовой частотой 3,6 ГГц, 8 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня NVIDIA GeForce GTX 970 (4 Гбайт видеопамяти), 20 Гбайт на жестком диске |
Дата выхода | 18 июля 2023 года |
Локализация | Текст |
Возрастной ценз | Нет |
Платформы | PC, PlayStation 5 |
Официальный сайт |
Играли на PC
Строить игры можно по-разному, и каждый способ по-своему хорош, хотя споры, какой из них — тот самый единственно правильный, не утихнут никогда. Кому-то важнее всего рассказать историю — любым способом. Кто-то пляшет от жанра, либо полностью соответствуя канонам (или восстанавливая их), либо, наоборот, ломая канон. Кто-то ищет чувство потока, ориентируясь не на разум, а на чувства. Вариантов действительно много, и большинство — смешанные. Но Viewfinder — это как раз пример чистого подхода. Ее авторы придумали финт с дополнением реальности при помощи фотографий — и построили вокруг этого целую игру-головоломку.
На самом деле объяснить, в чем финт Viewfinder, на словах довольно сложно. Но спустя секунд двадцать первого же тизера челюсть смотрящего падает на пол. Вот пол, вот потолок, вот лестница, вот стол, вот на нем лежит фото. Берем фото… и приклеиваем к пространству перед нами, получая новую реальность — новую лестницу, новый пол, новый потолок, — и теперь можем забраться на недостижимую высоту, например туда, где лежит нужный нам предмет. Да, фото внутри объемное. В общем, говорю же, объяснять бесполезно, листайте вниз и смотрите трейлер. И возвращайтесь назад — ведь на этом финте Sad Owl Studios построила игру на четыре-пять часов.
Первое впечатление сочетало в себе одновременно восхищение необычным взглядом на реальность (пусть и виртуальную) и недоверие. Сколько мы видели подобных проектов — трейлерных блокбастеров, которые в лучшем случае оказывались находками для стримеров, но не становились по-настоящему полноценными играми-произведениями. Но и исключений не так уж мало: с ходу можно вспомнить Portal, The Witness, Gorogoa, Baba Is You, Superliminal (вероятно, наиболее близкий пример по игровому процессу и идеям).
И у Viewfinder получилось присоединиться к списку исключений. Хотя и с некоторыми оговорками.
Viewfinder построена по классическому принципу игр-головоломок, в котором меняются разве только детали. Где-то мы продвигаемся последовательно через ряд уровней-задачек, здесь же мы находимся на базе, точнее, на пяти базах последовательно, с которых отправляемся на соответствующие уровни. Как-то серьезно продумывать связность происходящего создатели не стали — мы просто в виртуальном мире-симуляции. А если реальности нет, то все позволено: на уровни летаем через телепорты, все пространственные артефакты объяснимы; есть артефакты и временные — внутри уровней можно отматывать время, исправляя ошибки.
Игра в целом довольно ненавязчива и комфортна — прощает ошибки и не ставит непреодолимых задач; по часу скрипеть мозгом над каждой и с болью в сердце гуглить решения не придется. Ну, скорее всего, не придется — как правило, условия задачи более-менее понятны, сложные комбинации из многочисленных инструментов выстраивать не приходится. Но порой удивительная логика (точнее, ее отсутствие — часто надо мыслить как раз против того, что она диктует) не укладывается в голове — и приходится призадуматься. Как и в почти любой игре, тут есть свои собирашки, внутренние приколы и прочий материал для ачивок. А также есть необязательные задания: их мало и они слегка сложнее обязательных. На самом деле, не совсем понятно, зачем они здесь, ведь сложность основных тоже варьируется. Не могу сказать, что необязательные уровни прямо-таки в разы сложнее «сюжетных».
Не сложнее, но чуть более комплексные, требуют применять весь арсенал знаний и инструментарий. И он в каждой из пяти зон слегка отличается — Viewfinder избегает ловушки с повторением одного хорошо придуманного приема на протяжении всех пяти часов. Сначала мы просто используем разложенные по уровню фотографии, затем начинаем делать их сами с помощью фотокамеры, сперва размещенной статично на штативе, затем и портативной, которую в дальнейшем почти всегда носим с собой. На уровнях появляются копировальные аппараты, добавляются новые условия — от кусков уровней, которые нельзя сфотографировать до (наконец-то) порталов, меняющих цвет окружения. Общий стиль головоломок, требующий нетривиально подходить к пониманию окружающего пространства, не меняется, сложность тоже не сказал бы, что сильно растет, но в итоге Viewfinder не наскучивает на всем своем протяжении.
К сожалению, придумав хорошую механику и даже масштабировав ее на полноценную игру, создатели Viewfinder подзабыли о дополнительной мотивации игрока — сюжете. Ну, либо не забыли, но решили прикрутить его «для галочки». Наш безымянный персонаж оказывается в симуляции в поисках некоего прибора, регулирующего климат, — в реальном мире (в котором мы пару раз все же оказываемся) с этим все плохо. Над его созданием работала группа ученых и один художник, по чьим мирам-комнатам нам и предстоит пройтись, читая записки, слушая разговоры, записанные на граммофонные пластинки, и изредка разговаривая (на самом деле, слушая) со своим контактом во внешнем мире (конечно же, это женщина, как иначе-то, после Firewatch). На самих уровнях присутствует искусственный интеллект в аватаре Чеширского Кота.
Вроде бы кое-какое наполнение есть, но столь необязательное, не цепляющее и поданное столь лениво, что мотивацией работать не может. И для меня, ценящего в играх в первую очередь истории и эмоции, это могло бы просто убить Viewfinder. Но ей все же удается вызывать эмоции именно своими загадками в сочетании с уютной атмосферой. Каждый микромирок по-своему очарователен и приятен, и даже ближе к финалу, когда симуляция начинает распадаться, находиться в ней вполне комфортно.
***
Многие игры, сделавшие ставку на сюжет, упрекают в том, что для рассказывания историй лучше подходят другие виды искусства: кино, книги, сериалы. Что ж, Viewfinder может существовать исключительно в интерактивной форме — ну, и в формате стрима, конечно, как и любая игра, которая в первую очередь базируется на эмоции удивления. Да, она выплескивает за борт сюжет, какие-то еще дополнительные мотивации и эмоции, но делает самое главное — не перестает удивлять на всем своем протяжении. Где-то ей все же не хватает разнообразия, где-то ее создателям-дебютантам чуть отказывает чувство баланса (какие-то приемы используются очень часто, какие-то — буквально по разу), но Viewfinder — уникальная, редкой изобретательности головоломка, к которой не хочется особенно придираться.
Достоинства:
- ломающие сознание игры с пространством;
- уютная обстановка и уважение к игроку;
- головоломка, которая умудряется удивлять на всем своем протяжении.
Недостатки:
- по сути, длящейся эмоцией удивления все и ограничивается;
- очень условный и малоинтересный сюжет.
Графика |
Опрятный и красочный мир — небогато оформленный, зато все спецэффекты, связанные со «вставленными» в мир фотографиями, реализованы шикарно. |
Звук |
О том, что в игре есть музыка, я вспомнил только при заполнении этого раздела в табличке — эмбиент очень ненавязчивый. Аудиозаписи и разговоры с «невидимой партнершей» неплохо озвучены, но чувства родства с персонажами это не добавляет. |
Одиночная игра |
Уникальная головоломка, основанная на пространственных парадоксах, вызванных «вклеиванием» в мир фотографий. Звучит странно, играется удивительно. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Ориентировочное время прохождения |
4-5 часов. |
Общее впечатление |
Всем любителям изобретательных головоломок, которые при этом не нуждаются в хардкорной сложности и мощном вызове для мозга — обязательно рекомендуем. Ценителям изящного дизайна уровней — тоже. Одна из самых обсуждаемых инди-игр лета 2023-го оправдывает ожидания, пусть и не полностью. |
Оценка: 8,0/10
Видео: