Игры

Умрут ли портативные игровые консоли под натиском смартфонов?

⇣ Содержание

Говорят, что карманные консоли выглядят куда менее привлекательно по сравнению с конкурентами в лице устройств на iOS и Android по целому ряду очевидных и якобы объективных причин. Мол, зачем покупать и носить с собой дополнительный гаджет для игр, если можно прекрасно развлечься и на многофункциональном телефоне/плеере/планшете? Тем более что их технические характеристики вполне сопоставимы, а пресловутая графика на дисплее того же iPhone выглядит ничуть не хуже, чем на PS Vita.

Само собой, пользователям куда интереснее иметь возможность приобретать множество игр в ценовом диапазоне от 0,99 до 7 долларов, чем тратить по 1 500-2 000 рублей на один картридж для 3DS. Опять же — в цифровых магазинах Apple и Google можно найти тысячи разнообразных приложений и игр на любой вкус, тогда как на современных портативных консолях дай бог наберётся пара десятков вменяемых проектов.

Ну казалось бы, какие тут варианты?

#Немного ретроспективы

Вообще, само существование мобильных консолей тесно связано с домашними игровыми системами. Несмотря на многочисленные попытки разных компаний создать своё собственное устройство, действительно больших результатов удавалось добиться лишь производителям «широкого профиля» вроде Nintendo. Кто-то, конечно, может помнить такие штуки, как TurboExpress от NEC, Atari Lynx или даже Nokia N-Gage, но в каждом случае достаточно быстро становилось ясно, что потребителям не особо нужны такие товары при более интересных альтернативах.

Но, сами понимаете, каждое устройство — это всего лишь железка с набором микросхем и пластиковыми деталями. Можно создать действительно недорогой, приятный для рук и глаз, а также невероятно производительный для своего поколения гаджет — однако, без внятной поддержки со стороны издателей ПО, подобная игрушка едва ли окажется востребованной. Причём это касается любых игровых консолей, не только карманного типа. За примерами дело не станет — кто-то припомнит амбициозную 3DO от Panasonic, где был такой NO GAEMZ, какой владельцам первых партий PlayStation 3 даже и не снился. И если производитель устройства осуществлял полномасштабную поддержку своего продукта, выпуская самостоятельно приложения и игры или же привлекая к этому делу сторонних разработчиков, то в течение многих лет устройство имело успех на рынке — ровно до тех пор, пока не сменялись технологические поколения.

Так вот, с портативными системами ситуация всегда была достаточно тривиальной. Лучшим способом привлечь внимание и интерес аудитории к новой игровой платформе всегда являлся солидный список игр со знакомыми названиями. Достижения всех версий Gameboy, а позже и DS, основывались на базе именитых игровых сериалов Nintendo, которые были ранее представлены на домашних консолях. Флагманские Mario, Metroid, The Legend of Zelda вместе с какими-нибудь Castlevania или Final Fantasy на протяжении двух десятков лет зачастую оказывались настоящими двигателями продаж любого игрового гаджета. Логика проста — покупатели практически всегда были уверены в высоком качестве этих игр, хорошо знакомы с персонажами вселенной и любили понятный и привычный геймплей.

Имея в своём распоряжении «титульную» линейку, полностью оправдывающую существование устройства на рынке, производитель мог себе позволить запустить большое количество оригинальных проектов, которые создавались исключительно под данную игровую платформу. Иногда удачные игры с мобильных консолей затем перебирались и на домашние приставки. Таким образом, осуществлялась всесторонняя поддержка разных устройств от одного производителя через единую базу игр в течение нескольких поколений.

Конечно, больше всего здесь преуспела Nintendo — четверть века успешной деятельности на рынке. Sony, выпустив свою PSP в конце 2004 года, также пошла по данному пути, предлагая на портативной консоли порты «больших» и известных игр вроде GTA, God of War, Metal Gear или Tekken. Во всём мире, за вычетом стран бывшего СССР, конкурент в лице Nintendo DS по популярности заметно обгонял PSP, но в общем и целом оба устройства оказались вполне успешными и на протяжении почти семи лет радовали своих издателей коммерческими показателями.

#Клубный пропуск в библиотеку

Всё вышесказанное приводит нас к тому, что каждая игровая платформа — это такой клуб, где наличие того или иного устройства является своеобразным пропуском к широкой базе игр. А роль модератора и ответственного за общее качество контента в свою очередь выполняет сам производитель. Сейчас эта роль на собственных платформах принадлежит Sony и Nintendo.

Наиболее значимые проекты разрабатывают как раз сами создатели устройств, которые понимают, что именно они должны в первую очередь обеспечивать достойную линейку ПО. Лучшие игры на PlayStation 3 и Vita — именно от Sony. На консолях от Nintendo эта ситуация ещё более явная — удачные разработки сторонних компаний для 3DS и, в последние годы, для Wii являются прямо-таки единичными случаями. Зато новые части всё тех же Mario, Metroid, Zelda и Donkey Kong заслуженно получают самые высокие оценки критиков.

И, на самом деле, совершенно непонятно, откуда берутся слухи, утверждающие, что современные Nintendo 3DS и PlayStation Vita являются неудачными устройствами, для пользователей которых представлено недостаточное количество интересных игр.

3DS во многом «выезжает» за счёт успеха предшественницы — за почти полтора года своего существования консоль бодро распродаётся сотнями тысяч экземпляров ежемесячно. Даже с учётом явных промахов Nintendo вроде слабого аккумулятора или отсутствия второго аналогового стика (можно докупить дурацкое дополнение и прилепить его к корпусу консоли — тогда будет два стика) сейчас на платформе существует как минимум дюжина отличных игр. Допустим, на прохождение Super Mario 3D Land или The Legend of Zelda: Ocarina of Time 3D у вас уйдёт не один десяток увлекательных часов. Это действительно большие игры, которые и в самом деле стоят своих денег. И, кроме как на 3DS, вы нигде не сможете в них поиграть.

У Vita же и вовсе оказалась одна из самых сильных стартовых линеек среди современных консолей — а ведь с момента запуска прошло всего несколько месяцев. На полках магазинов сейчас можно найти достойных представителей практически любых жанров. Куча файтингов, платформеры, экшены с удобным управлением (Uncharted: Golden Abyss, Unit 13, Resistance: Burning Skies), всевозможные аркады, оригинальные и самобытные проекты (Gravity Rush, Escape Plan) — на любой вкус и цвет. А впереди маячат весьма интересные перспективы в виде спин-оффов известных серий вроде Call of Duty, BioShock и Assassin’s Creed.

И наконец, PS Vita имеет огромный потенциал как платформа для игр, портированных со стационарных систем. Следите за новостями? Замечали, что буквально каждый месяц анонсируют HD-переиздания старых и популярных игр? Наверняка в скором времени Sony призадумается о процессе переноса хитов прошлого поколения не только на PlayStation 3, но и на свою портативную консоль. Например, Metal Gear Solid HD Collection на карманном устройстве смотрится и играется просто замечательно.

Всего этого, по-вашему, мало?

#Количество или качество?

Apple и Google, в свою очередь, действуют совершенно иначе. Они также берут на себя роли администраторов контента на своих цифровых рынках, но следят в основном лишь за приемлемостью технической реализации приложений и игр. Нет нужды как-то поддерживать разработчиков сравнительно недорогого ПО — в оба цифровых сервиса ломятся сотни независимых компаний, предлагающих работы самого разного уровня. А о создании больших и действительно знаковых игр здесь и речи не идёт — Apple и Google заниматься этим пока неинтересно, а у мелких студий просто нет таких возможностей.

Да, безусловно, малобюджетные проекты иногда «выстреливают». За примерами далеко ходить не надо: все мы убили не один час на Angry Birds, Cut the Rope или Fruit Ninja. Но это удачные экземпляры, плавающие в море посредственных приложений. Рынок ПО на iOS или Android — это тот случай, когда количество сильно преобладает над качеством.

Другое дело, что на рынке ПО для смартфонов и планшетных компьютеров могут более основательно осесть крупные игровые издатели вроде Electronic Arts или Square Enix. Уже сейчас доступен ряд весьма технологичных игр вроде тех же Dead Space или Infinity Blade. Однако в плане популярности подобные приложения всё равно заметно проигрывают недорогим и простеньким казуалкам, которые более удобны и играбельны на сенсорном экране, лишенном физических кнопок.

Представлены и порты стареньких хитов, например Mortal Kombat 3 Ultimate, Max Payne, GTA III, а также современный Street Fighter IV. Удобно ли играть в эти хардкорные, в общем-то, проекты на сенсорном экране? Всё это скорее походит на эдакую блажь — вот, мол, смотрите, у меня на телефоне есть суперпродвинутая игра 2001 года, которая дико тормозила в своё время у всех моих друзей на вторых «пентиумах»! И плевать, что управление абсолютно неудобное, а после часа игры пальцы начинают зудеть и напоминать о существовании туннельного синдрома. Зато какая ностальгия!

Кто бы там что ни говорил, но играм привычного формата с ПК и консолей совершенно не место на смартфонах. Всё-таки универсальность многофункционального устройства здесь всё портит — никогда не получится создать нормальный экшен от третьего или первого лица на сенсорном экране без ущерба для геймплея.

Да и вообще «нормальной» игры тоже не будет. Вот можете себе представить каноническое продолжение серии Resident Evil вроде Revelations для 3DS, скажем, на iPad? Да кто будет покупать игру за 50 долларов в AppStore? Нет, в ближайшие годы не будет крупнобюджетных проектов в подобных цифровых сервисах — в лучшем случае можно ожидать покалеченные хиты прошлого.

Зато отличные перспективы на смартфонах и планшетах у традиционных адвенчур или стратегий. Вот где идеальное управление жестами и пальцами! Мало нам Escape from Monkey Island, «Машинариума» или убогих версий SimCity и Red Alert. Давайте, портируйте уже на наши «айфоны» «Героев», удобоваримых представителей Command & Conquer, Myst, Caesar, Fallout, наконец! Мы бы, не моргнув глазом, отдали за качественное переиздание любимых игр и 15, и 20 долларов. И ведь почитателей «олдскула» явно найдется немало.

Впрочем, необязательно эксплуатировать прошлые наработки. На iOS и Android будут периодически «выстреливать» классные казуалки, без сомнений, появятся и новые издания классики (Baldur’s Gate на подходе), а также самостоятельные и успешные проекты с новыми именами. И, как всегда, всё это будет среди сотен и тысяч никому не нужных приложений по 1 доллару от независимых студий.

Этот рынок никоим образом не должен касаться PS Vita и 3DS — только от Sony и Nintendo зависит успешность их собственных платформ. Если компании прекратят следить за качеством проектов и перестанут обеспечивать «привилегированность» своих клубов — тогда устройства начнут терять популярность. Но сам по себе рынок со своей, можно сказать, нишевой аудиторией покупателей никуда не денется.

Ну а оба сегмента будут сосуществовать параллельно и нисколько друг другу не мешать. Одним достаточно казуалочек на пару станций метро, другим же необходимы сложные и продуманные игры с бескомпромиссным управлением посредством физических клавиш. Конечно, представителей второй категории куда меньше, чем первой, но это не станет серьезной проблемой для держателей консолей. По крайней мере в ближайшие несколько лет — точно.

#Ссылки по теме:

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥