Сегодня 19 марта 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

Grand Theft Auto V — свобода. Рецензия

⇣ Содержание
Жанр Экшен
Издатель Rockstar Games
Разработчик Rockstar North
Дата выхода 17 сентября 2013 года
Возрастной ценз от 18 лет
Платформы PS3, X360
Официальный сайт

Игра протестирована на PS3

Очень символично, что Grand Theft Auto V вышла в конце текущего игрового поколения — в каком-то смысле это подведение итогов целой эпохи. Игру сложно назвать инновационной — буквально все, что в ней есть, за последние годы мы неоднократно уже где-то наблюдали. Другое дело, что каждый из элементов — шикарный город, общая режиссура миссий, образы персонажей и миллион других мелочей — проработан на таком уровне, что после всего этого смотреть на другие интерактивные развлечения становится мучительно и невозможно.

#Возвращение в Сан-Андреас

Солнечный Лос-Сантос сходу впечатляет своей глубиной и производит приятное впечатление. Яркое калифорнийское солнце, просторные улицы с малоэтажной застройкой и десятки узнаваемых мест из множества кинофильмов — такой превосходной виртуальной копии (пусть и условного) Лос-Анджелеса мы ещё не видели. Несмотря на колоссальные размеры открытого мира, здесь насыщенное наполнение: вот — небольшой район с небоскребами; в относительной близости — побережье с развлекательным парком и точками проката велосипедов и аквабайков. Где-то рядом холмы Вайнвуда с роскошными виллами; чуть в стороне — негритянское гетто, где случайного туриста за неосторожное поведение вполне могут отпинать ногами. К северу от мегаполиса — настоящая провинция с маленькими деревеньками, фермерскими угодьями, кусочками пустыни и горным хребтом.

Разумеется, все это выглядит ещё лучше с той точки зрения, что мир — пугающе живой. Девушки в купальниках устраивают пробежки вдоль пляжей. Гоповатого вида молодые люди с шейными платками толпятся небольшими группами на углах. Прохожий в дорогом костюме что-то с раздражением кричит в мобильник. В соседнем квартале, к ужасу местных жителей, полицейские прямо среди бела дня устраивают разборку с бандой латиносов. А если выбраться за город, то можно прогуляться вдоль красивого озера, встретить рыбаков и найти небольшой лес, в котором обязательно живут милые зверюшки.

Мир Grand Theft Auto V значительно больше, разнообразнее, красочнее всего того, что было раньше в серии. Более того, с ним сложно сравнивать что-либо еще из прочих игр с открытыми пространствами. Тут на ум приходит лишь одна достойная аналогия — Skyrim, где все местные особенности способствовали необычному игровому досугу: виртуальному фэнтезийному туризму. Вот и здесь почти то же самое — огромный город, по которому хочется просто прогуляться и поглазеть на достопримечательности. А потом купить себе здесь дом, отправиться на местную биржу и завести ротвейлера, который совсем не слушается команд и совокупляется со всеми встречными собаками.

#Достоверность во всем

Впрочем, в отличие от авторов других «песочниц», Rockstar традиционно не оставляет игрока просто развлекаться самостоятельно. GTA V отличается великолепно поставленным сюжетом и чудесно прописанными героями — впервые в серии здесь сразу три протагониста. Майкл, бывший грабитель банков, нынче скучающий под программой защиты свидетелей; у него карикатурно идиотская семья, личный психоаналитик, просторный особняк и явный избыток свободного времени. Франклин, амбициозный молодой выходец из гетто, готовый пойти на все ради стремительной поездки вверх на социальном лифте. И наконец, жестокий, сумасшедший и невероятно хитрый реднек Тревор, с детства мечтавший заниматься контрабандой оружия и наркотиков в промышленных масштабах. Этот триумвират выгодно смотрится на контрасте, да и каждый из трех мужчин по отдельности кажется куда более примечательным, чем тот же Нико Беллик.

Между троицей можно в любое время переключаться, что творит с темпом повествования интересные вещи. Пока с одним персонажем происходят почти будничные события (необходимые для, скажем, раскрытия его характера или обоснования вторичных сюжетных линий), второй герой по уши утопает в экшене и безумии — что-нибудь поджигает, взрывает или устраивает настоящий геноцид каким-нибудь несчастным байкерам. От этого игра никогда не становится скучной или монотонной; здесь нет долгого вступления (как в четвёртой GTA), а всякие промежуточные этапы протекают совсем незаметно.

Также в «четвёрке» нам попытались показать драматическую историю одного бандита-иммигранта; местами вышло чересчур серьёзно и даже занудно — всё-таки в эпоху PlayStation 2 было больше бесшабашного веселья. Но хорошее разнообразие вернулось: в GTA V удачно сочетаются юмор, самые невероятные развлечения (прыжки с парашютом, дайвинг, посещение стрип-клубов и прием галлюциногенов с оказией) с кинематографичной постановкой истории уровня первой Mafia. Сюжетные миссии (которых тут около семи десятков) скрупулезно прописаны и поставлены; в них нет неаккуратной вальяжности Saints Row и примитивизма уровня «убей-принеси».

Особенно выделяются ограбления и совместные для всего трио мероприятия (которые зачастую нужно предварительно планировать и готовить), в них каждый из персонажей выполняет свою задачу. В нужный момент игра предлагает переключиться от одного героя к другому; в отличие от «свободного» режима, миссии позволяют делать это только в строго отведенные моменты. Так получаются увлекательные и многоступенчатые задания: вот, например, сначала мы спускаемся на тросе по зданию, затем прикрываем напарника огнем из снайперской винтовки, а в финале расстреливаем преследующих копов с вертолета.

#Культура в культуре

Обязательные для серии культурные отсылки тоже на месте; Rockstar со злобной сатирой вновь издевается над современным обществом. Ехидная пародия на «Минуту славы», несколько каналов виртуального ТВ, бесконечные (и увлекательные) часы эфира выдуманных радиостанций, вполне функциональная биржа акций, уморительная «адаптация» Facebook — одиозная интернет-компания, средний возраст сотрудников которой составляет 14,5 лет. Перечислять подобные детали GTA V можно бесконечно, но лучше самому все это видеть и «разгадывать», наслаждаясь едкими аналогиями с реальной действительностью.

Еще важно отметить юмор — как ни странно, GTA V является действительно смешной игрой. Отдельные сцены — скажем, зарисовки семейного быта Майкла — выглядят уморительнее, чем весь поток настойчивых шуток в иных жанровых конкурентах. Тут работает то, что это кажется реалистичным, а из игры окончательно исчезла нарочитая и, пожалуй, нынче уже неуместная мультяшность.

Естественнее стала и сама картинка — у персонажей вполне человеческие походка и движения; не менее натурально они падают от ударов и пуль. Добавились очень достоверные взрывы и частичная разрушаемость некоторых объектов. Перестрелки очень напоминают те, что были в Max Payne 3, — естественно «тяжеловесно» и с правильным использованием укрытий. После «игрушечных» Saints Row или Just Cause это кажется чуть ли не шагом в новую технологическую эпоху (особенно если помнить о размерах игрового мира). Правда, поведение автомобилей вызывает некоторые вопросы — аварии все еще нереалистичны, а чувствительность руля несколько выше, чем требуется (хотя это, конечно, субъективно).

По-хорошему, GTA V — это уже игра нового поколения. Причина выхода на PS3 и X360 очевидна — пользовательская база этих устройств в совокупном объеме составляет почти 150 миллионов человек. Коммерческие результаты предсказуемо превзошли ожидания (с этой серией иначе, видимо, не бывает) — 800 миллионов долларов за первый день и далеко за миллиард — ещё несколько суток спустя. Да, старые консоли с трудом тянут этого монстра — игра не всегда выдает стабильные 30 кадров в секунду (хотя сильно FPS, надо сказать, не проседает) и чудовищно долго загружается. Неизбежные версии для ПК и приставок будущего, конечно, раскроют весь потенциал этой красоты. Только надо ещё полгодика подождать. В лучшем случае.

Впрочем, в каком-то смысле даже не хотелось бы, чтобы Grand Theft Auto V выходила на компьютерах. Взять нашу Россию: такого масштабного запуска игры у нас еще просто не было; очереди в магазинах, взмыленные продавцы и раздосадованные вопли тех, кто не подумал о предзаказе заранее. Это наглядный пример того, что потребительская культура значительно выросла — граждане обзавелись консолями и покупают лицензию. Ну а скольких людей творение Rockstar мотивировало на покупку X360/PS3!..

Всё-таки, если учесть некоторую маргинальность игровой культуры в наших краях, это, безусловно, отличная тенденция. Ну а Grand Theft Auto V — одна из величайших игр поколения; проект, который одним фактом своего существования меняет сознание людей и практически перекраивает социальную реальность, являясь при этом точным отражением этой самой реальности.

Достоинства:

  • огромный Лос-Сантос с окрестностями, где всегда есть чем заняться;
  • прекрасный сюжет;
  • великолепная режиссура заданий;
  • разнообразие во всем;
  • отличные персонажи;
  • огромный автопарк;
  • море контента;
  • мириады прочих деталей.

Недостатки:

  • не замечены.
Графика Самый красивый и детализированный открытый мир в современных играх. 10
Звук Аутентичное озвучивание, чудесный подбор музыки и избыток хороших радиостанций — все на любой выбор. 10
Одиночная игра 70 сюжетных миссий, несчётное количество дополнительных развлечений и прочих забав; кажется, тут даже 30 часов будет мало для умеренного удовлетворения от прохождения. 10
Коллективная игра Ждем 1 октября и релиза Grand Theft Auto Online. -
Общее впечатление Игра, ради которой стоит купить консоль, взять отпуск и заставить полюбить подобный вид досуга всех друзей и родственников. 10

Подробнее о системе оценок

Видео:

Ссылки по теме:

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Всё своё ношу с собой: Nvidia представила контейнеры NIM для быстрого развёртывания оптимизированных ИИ-моделей 5 ч.
Nvidia AI Enterprise 5.0 предложит ИИ-микросервисы, которые ускорят развёртывание ИИ 6 ч.
NVIDIA запустила облачную платформу Quantum Cloud для квантово-классического моделирования 6 ч.
NVIDIA и Siemens внедрят генеративный ИИ в промышленное проектирование и производство 6 ч.
SAP и NVIDIA ускорят внедрение генеративного ИИ в корпоративные приложения 7 ч.
Microsoft проведёт в мае презентацию, которая положит начало году ИИ-компьютеров 8 ч.
Амбициозная ролевая игра Wyrdsong от бывших разработчиков Fallout: New Vegas и Skyrim в опасности — в студии прошли массовые увольнения 8 ч.
THQ Nordic раскрыла системные требования Alone in the Dark на все случаи жизни — для игры на «ультра» понадобится RTX 4070 Ti 9 ч.
Сливать игры до релиза станет опаснее — создатели Denuvo рассказали о технологии TraceMark for Games 9 ч.
Календарь релизов 18–24 марта: Dragon's Dogma 2, Rise of the Ronin, Horizon Forbidden West на ПК 11 ч.