⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Black the Fall: время выполнять план. Рецензия
Игра протестирована на PC На дворе 1989 год. Вовсе не пятью годами раньше, как может показаться поначалу — нет, время действия определено строго, и вовсе не книжными «выдумками», а историческими событиями. Вокруг — индустриальный ад. Никакого государственного долга и никаких гражданских свобод. Totalitarism, tovarischi. Параллели с INSIDE неизбежны, но там, где Playdead брала свое иносказаниями и экзистенцией, — Sand Sailor Studio прямолинейна; если боль еще не прошла, зачем идти обходными путями? ⇡#PerestroikaПроект Black The Fall появился на Kickstarter еще в 2014 году — и успешно прошел кампанию, собрав необходимые 25 тысяч фунтов с небольшим запасом. Игру собирались выпустить в 2015-м — и, казалось, для этого не должно быть серьезных помех, уже на старте была вполне рабочая демоверсия. Но это же инди-проект с «кикстартера», мы знаем, как оно бывает. А тут история еще более запутанная: к лету 2017-го Black The Fall не только обрела издателя в лице Square Enix, но и полностью изменилась. Это попросту совсем другая игра, а не та, которую обещали в начале. Из мрачного монохромного платформера со стрельбой, готическими декорациями и главным героем в плаще Black The Fall превратилась в мрачный же платформер, с хотя и приглушенной, но относительно богатой цветовой гаммой, индустриальными декорациями тоталитарной антиутопии и главным героем в ушанке. А вместо стрельбы — серия логических задачек, в той или иной степени напоминающих о корифеях жанра — Limbo и INSIDE. О последней, собственно, напоминает и тематика — на первый взгляд Black The Fall могла бы сойти за мод к прошлогоднему платформеру или лицензионную вариацию на тему. Разбираться, почему так вышло, нет смысла — тем более отличий у румынского проекта хватает. Все начинается с поломки в системе. Главный герой, у которого привычно нет имени (персонаж готической сказки звали Black, но он канул в небытие), крутит педали, вырабатывая своей живой силой энергию, запускающую шестеренки неэффективной индустриальной машины. Короткое замыкание — и он внезапно обретает свободу воли, но пока еще не личную свободу. К этому ему и придется стремиться — либо разломав систему окончательно, либо став ее очередной жертвой. Поначалу аналогии с INSIDE встают во весь рост: тут и огромный мир-завод, на котором нет личностей, а есть только человеческая масса, управляемая машинами и понукаемая надсмотрщиками; тут и схожий визуально-звуковой ряд, с игрой тусклого света на двумерных декорациях и гулкими индустриальными шумами, которые теряются среди бесконечных труб и решеток; тут и похожая механика — с прыжками и прятками. Но все как-то незаметно меняется: то до боли знакомые портреты вождей зыркнут со стены — исчезнет недосказанность; то внезапно появится третье измерение, пусть герой все равно движется «по рельсам», а камера приблизится к нему вплотную — проступит визуальная индивидуальность. А новые механики будут возникать на протяжении всей игры — может, работы Playdead и были ориентирами для Sand Sailor Studio, но разработчики очень постарались сохранить собственное лицо. Графически Black the Fall смотрится достаточно бедно. Картинке не хватает «вылизанности»: то и дело мы упираемся в грубые поверхности, с примитивными текстурами, трубы-многоугольники и простенькую анимацию персонажей. С этим соседствуют довольно высокие для игры такого плана требования: мой рабочий ноутбук со встроенной графикой Intel устроил из игры слайд-шоу; нормально удалось поиграть только на полноценном компьютере с дискретной видеокартой. Впрочем, и там частота кадров иногда проседала, пусть и редко. С другой стороны, мир игры полон разнообразных деталей — и чем дальше, тем он становится интереснее. Одним только Заводом Black The Fall не ограничится — гротескно преувеличенную тяжесть жизни в Румынии позднего Чаушеску подсветят с разных сторон, не пожалев красок, помимо черной и красной. ⇡#SolidarnostСюжет прямолинеен и прост — это бегство из мира антиутопии и одновременная экскурсия по нему. На этом пути вам предстоит вступить в схватку с враждебным окружением и обрести по пути одного помощника. Можно было бы назвать его другом, но это лишь робот — он слушается команд, подаваемых со специального лазерного браслета. Он по-своему обаятелен и напоминал бы преданного пса, если бы его не могли с той же легкостью «перепрограммировать» принадлежащие Режиму механизмы. На этом построена, кстати, часть механик — помощника можно временно «отпустить», а затем позвать назад, тем самым решив задачу продвижения дальше. Black The Fall, как я уже говорил выше, богата на различные способы взаимодействия со средой. Прыжки и бег не играют большой роли в процессе продвижения к цели — но моменты, когда вам мучительно не хватает сантиметра-двух, чтобы зацепиться за тот самый уступ и вы вынуждены плеваться от неловкости героя, будут. Пусть и нечасто. В своей основе игра представляет собой длинный ряд логических задач, решать которые приходится различными путями — комбинируя уже известные методы и регулярно «изобретая» новые. С фантазией и балансом у Black The Fall все очень неплохо — здесь вряд ли заскучаешь от однообразных действий и в то же время нет перегрузки в плане сложности, однако хватает и пространства для того, чтобы подумать и получить «озарение» от решенной задачки, за счет которых жанр, собственно, и живет. Герой, его помощник и все встреченные на пути персонажи не умеют разговаривать. Максимум — выкрикнуть что-то нечленораздельное да пожать плечами, хмыкнув. Текст тоже отсутствует — вся суть подается через декорации и происходящие на экране события. Что ж, это закон жанра, продиктованный в свое время Limbo. Это не мешает разработчикам донести свою простую мысль предельно внятно и четко. Недосказанности не остается. Тоталитаризм — плохо. Свобода — хорошо. Боритесь. Идите до конца. В этом и есть ваш план. *** Black The Fall пережила на пути к релизу пересадку сердца (не в плане графического движка — тут как был, так и остался Unity 3D), но выжила. Лишившись готического обаяния, она получила заряд освободительной борьбы против тоталитарного режима. Никаких скрытых смыслов и туманных иносказаний: перед нами прогулка через антиутопию, которая должна напомнить игроку про то, через что прошла Румыния в XX веке (по мнению разработчиков). Или впервые сообщить ему об этом — и, возможно, подтолкнуть его хотя бы чуть полистать «Википедию», а то и копнуть глубже. Проект, чертовски напоминающий INSIDE, неожиданно получает до определенной степени и посыл 1979 Revolution: Black Friday — пусть и в гротескной форме. И из чуть неловкого, но вполне вменяемого клона превращается… ну пусть и не в прекрасного лебедя со сверкающей индивидуальностью, но в проект со своим голосом. Достоинства:
Недостатки:
Black the Fall
Видео:
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|