Сегодня 04 июля 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

Black the Fall: время выполнять план. Рецензия

⇣ Содержание
Жанр Платформер
Издатель Square Enix
Издатель в России Нет
Разработчик Sand Sailor Studio
Минимальные требования Windows 7/8/10, процессор Intel Core2 Duo E8400 3,0 ГГц/AMD Phenom II X4 940 3,0 ГГц, 3 Гбайт оперативной памяти, видеокарта NVIDIA GeForce GTX 550 Ti/Radeon R7 250, 1 Гбайт видеопамяти, 4 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i7-920 2,7 ГГц/AMD Phenom II 945 3,0 ГГц, 8 Гбайт оперативной памяти, видеокарта NVIDIA GeForce GTX 680/AMD Radeon R9 280X, 4 Гбайт на жестком диске
Дата выхода 11 июля 2017 года
Возрастной ценз от 12 лет
Платформы PC, PlayStation 4, Xbox One
Официальный сайт

Игра протестирована на PC

На дворе 1989 год. Вовсе не пятью годами раньше, как может показаться поначалу — нет, время действия определено строго, и вовсе не книжными «выдумками», а историческими событиями. Вокруг — индустриальный ад. Никакого государственного долга и никаких гражданских свобод. Totalitarism, tovarischi. Параллели с INSIDE неизбежны, но там, где Playdead брала свое иносказаниями и экзистенцией, — Sand Sailor Studio прямолинейна; если боль еще не прошла, зачем идти обходными путями?

#Perestroika

Проект Black The Fall появился на Kickstarter еще в 2014 году — и успешно прошел кампанию, собрав необходимые 25 тысяч фунтов с небольшим запасом. Игру собирались выпустить в 2015-м — и, казалось, для этого не должно быть серьезных помех, уже на старте была вполне рабочая демоверсия. Но это же инди-проект с «кикстартера», мы знаем, как оно бывает. А тут история еще более запутанная: к лету 2017-го Black The Fall не только обрела издателя в лице Square Enix, но и полностью изменилась. Это попросту совсем другая игра, а не та, которую обещали в начале.

Из мрачного монохромного платформера со стрельбой, готическими декорациями и главным героем в плаще Black The Fall превратилась в мрачный же платформер, с хотя и приглушенной, но относительно богатой цветовой гаммой, индустриальными декорациями тоталитарной антиутопии и главным героем в ушанке. А вместо стрельбы — серия логических задачек, в той или иной степени напоминающих о корифеях жанра — Limbo и INSIDE.

О последней, собственно, напоминает и тематика — на первый взгляд Black The Fall могла бы сойти за мод к прошлогоднему платформеру или лицензионную вариацию на тему. Разбираться, почему так вышло, нет смысла — тем более отличий у румынского проекта хватает.

 Он наступит скоро — надо только подождать

Он наступит скоро — надо только подождать

Все начинается с поломки в системе. Главный герой, у которого привычно нет имени (персонаж готической сказки звали Black, но он канул в небытие), крутит педали, вырабатывая своей живой силой энергию, запускающую шестеренки неэффективной индустриальной машины. Короткое замыкание — и он внезапно обретает свободу воли, но пока еще не личную свободу. К этому ему и придется стремиться — либо разломав систему окончательно, либо став ее очередной жертвой.

Поначалу аналогии с INSIDE встают во весь рост: тут и огромный мир-завод, на котором нет личностей, а есть только человеческая масса, управляемая машинами и понукаемая надсмотрщиками; тут и схожий визуально-звуковой ряд, с игрой тусклого света на двумерных декорациях и гулкими индустриальными шумами, которые теряются среди бесконечных труб и решеток; тут и похожая механика — с прыжками и прятками.

Но все как-то незаметно меняется: то до боли знакомые портреты вождей зыркнут со стены — исчезнет недосказанность; то внезапно появится третье измерение, пусть герой все равно движется «по рельсам», а камера приблизится к нему вплотную — проступит визуальная индивидуальность. А новые механики будут возникать на протяжении всей игры — может, работы Playdead и были ориентирами для Sand Sailor Studio, но разработчики очень постарались сохранить собственное лицо.

 Плесень и липовый мед

Плесень и липовый мед

Графически Black the Fall смотрится достаточно бедно. Картинке не хватает «вылизанности»: то и дело мы упираемся в грубые поверхности, с примитивными текстурами, трубы-многоугольники и простенькую анимацию персонажей. С этим соседствуют довольно высокие для игры такого плана требования: мой рабочий ноутбук со встроенной графикой Intel устроил из игры слайд-шоу; нормально удалось поиграть только на полноценном компьютере с дискретной видеокартой. Впрочем, и там частота кадров иногда проседала, пусть и редко.

С другой стороны, мир игры полон разнообразных деталей — и чем дальше, тем он становится интереснее. Одним только Заводом Black The Fall не ограничится — гротескно преувеличенную тяжесть жизни в Румынии позднего Чаушеску подсветят с разных сторон, не пожалев красок, помимо черной и красной.

#Solidarnost

Сюжет прямолинеен и прост — это бегство из мира антиутопии и одновременная экскурсия по нему. На этом пути вам предстоит вступить в схватку с враждебным окружением и обрести по пути одного помощника. Можно было бы назвать его другом, но это лишь робот — он слушается команд, подаваемых со специального лазерного браслета. Он по-своему обаятелен и напоминал бы преданного пса, если бы его не могли с той же легкостью «перепрограммировать» принадлежащие Режиму механизмы.

На этом построена, кстати, часть механик — помощника можно временно «отпустить», а затем позвать назад, тем самым решив задачу продвижения дальше.

 Я уверен, что у них то же самое

Я уверен, что у них то же самое

Black The Fall, как я уже говорил выше, богата на различные способы взаимодействия со средой. Прыжки и бег не играют большой роли в процессе продвижения к цели — но моменты, когда вам мучительно не хватает сантиметра-двух, чтобы зацепиться за тот самый уступ и вы вынуждены плеваться от неловкости героя, будут. Пусть и нечасто.

В своей основе игра представляет собой длинный ряд логических задач, решать которые приходится различными путями — комбинируя уже известные методы и регулярно «изобретая» новые.

С фантазией и балансом у Black The Fall все очень неплохо — здесь вряд ли заскучаешь от однообразных действий и в то же время нет перегрузки в плане сложности, однако хватает и пространства для того, чтобы подумать и получить «озарение» от решенной задачки, за счет которых жанр, собственно, и живет.

 Лихой фонарь ожидания

Лихой фонарь ожидания

Герой, его помощник и все встреченные на пути персонажи не умеют разговаривать. Максимум — выкрикнуть что-то нечленораздельное да пожать плечами, хмыкнув. Текст тоже отсутствует — вся суть подается через декорации и происходящие на экране события. Что ж, это закон жанра, продиктованный в свое время Limbo. Это не мешает разработчикам донести свою простую мысль предельно внятно и четко. Недосказанности не остается. Тоталитаризм — плохо. Свобода — хорошо. Боритесь. Идите до конца. В этом и есть ваш план.

***

Black The Fall пережила на пути к релизу пересадку сердца (не в плане графического движка — тут как был, так и остался Unity 3D), но выжила. Лишившись готического обаяния, она получила заряд освободительной борьбы против тоталитарного режима. Никаких скрытых смыслов и туманных иносказаний: перед нами прогулка через антиутопию, которая должна напомнить игроку про то, через что прошла Румыния в XX веке (по мнению разработчиков). Или впервые сообщить ему об этом — и, возможно, подтолкнуть его хотя бы чуть полистать «Википедию», а то и копнуть глубже. Проект, чертовски напоминающий INSIDE, неожиданно получает до определенной степени и посыл 1979 Revolution: Black Friday — пусть и в гротескной форме. И из чуть неловкого, но вполне вменяемого клона превращается… ну пусть и не в прекрасного лебедя со сверкающей индивидуальностью, но в проект со своим голосом.

Достоинства:

  • детализированный мир;
  • несложные, но достаточно разнообразные логические задачи;
  • пусть и весьма прямолинейный, но зато внятный исторический посыл.

Недостатки:

  • довольно бедное техническое исполнение;
  • недостаток глубины;
  • вторичность.
Графика Парадокс. С одной стороны, бросается в глаза недостаточно проработанное пространство и общая бедность исполнения. С другой – есть множество интересных мелочей, нет скупости в плане разнообразных мест действия, и игра не стесняется иногда залезть в третье измерение. 7
Звук Музыка появляется буквально несколько раз за игру – это тягучий эмбиент, подчеркивающий гнетущую атмосферу Black The Fall. В остальном – характерно списанная понятно у кого гнетущая тишина и громкие, уместные звуки окружения. 7
Одиночная игра Спокойный и мрачный платформер, представляющий собой, по сути, серию «комнат», в которых надо решать логические задачи. Сложных задач Black The Fall перед игроком не ставит, но и заскучать не дает. 7
Коллективная игра Не предусмотрена.
Общее впечатление Если бы Black The Fall вышла в этом виде, как разработчики и обещали, в 2015 году – оценка определенно была бы выше. После INSIDE игра получает налет вторичности и при этом не подхватывает планку ее качества. Но умудряется в то же время сохранить свое лицо и поймать собственную волну гротескной антиутопии, «основанной на реальных событиях». 7

Подробнее о системе оценок

Видео:

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Конец эпохи: Intel закрыла приложение Unison для синхронизации ПК и смартфонов 3 ч.
Минюст США убедил Google и Apple не блокировать TikTok, пообещав их не штрафовать 3 ч.
Destiny: Rising не заставит себя долго ждать — дата выхода и новый геймплейный трейлер 7 ч.
Anthem уйдёт в вечный офлайн — Electronic Arts скоро отключит серверы провального шутера 8 ч.
«Базальт СПО» представила в Китае российский ПАК с китайскими чипами Loongson 9 ч.
Петиция «Прекратите убивать игры» набрала миллион подписей для рассмотрения в Евросоюзе, но борьба ещё не окончена 9 ч.
Аналитики раскрыли продажи Death Stranding 2: On the Beach — игра уже стала хитом на PlayStation 5 11 ч.
Windows 11 становится всё популярнее среди геймеров — на неё переходят не только с Windows 10 11 ч.
Новый шутер от соавтора Doom Джона Ромеро оказался под угрозой — из-за увольнений в Microsoft студия осталась без денег и сотрудников 12 ч.
«Нужно больше Адских Десантников»: популярный кооперативный шутер Helldivers 2 от Sony всё-таки выйдет на Xbox, причём уже скоро 13 ч.
CoreWeave стала первым облачным клиентом Nvidia, запустившим эксплуатацию ускорителей Blackwell Ultra 2 ч.
E Ink придумала встроить в тачпад ноутбука экран на электронных чернилах — для общения с ИИ и не только 6 ч.
Новая статья: ИИтоги июня 2025 г.: ой, да было бы что заменять! 7 ч.
Transcend выпустила свой самый быстрый SSD для ПК — MTE260S со скоростью до 14 000 Мбайт/с 9 ч.
«Большой прекрасный закон» Трампа сулит тёмные времена солнечной энергетике США 9 ч.
Nothing Phone (3) для Индии получил более ёмкую батарею, чем для США и Европы 9 ч.
Дело о растрате 6 млрд рублей при создании «планшета Чубайса» дошло до суда 9 ч.
Tesla подтвердила падение спроса на Cybertruck до 5000 единиц в квартал — на порядок ниже изначального плана 10 ч.
Nvidia сегодня может отобрать у Apple звание самой дорогой компании в истории 10 ч.
В России поступили в продажу беспроводные наушники Realme Buds T200x, Buds T200 Lite и Buds Air7 — от 1699 рублей 11 ч.