Жанр | Кооперативное приключение |
Издатель | EA Originals |
Издатель в России | Electronic Arts |
Разработчик | Hazelight Studios |
Минимальные требования | 64-битная Windows 7/8.1/10, процессор Intel Core i3-2100T 2,5 ГГц или AMD FX-6100 3,3 ГГц, 8 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 650 Ti или AMD Radeon HD 7750, 25 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Origin |
Рекомендуемые требования | процессор Intel Core i5-3570K 3,4 ГГц или AMD Ryzen 3 1300X 3,5 ГГц, 16 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 4 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 960 или AMD Radeon R9 290 |
Дата выхода | 23 марта 2018 года |
Возрастной ценз | от 17 лет |
Платформы | PC, PS4, Xbox One |
Официальный сайт |
Игра протестирована на PC
Семья Юсефа Фареса бежала из Ливии в Швецию, когда ему было 10 лет. Сам Юсеф бежал из кинематографа в игровую индустрию уже в зрелом возрасте, с пятью фильмами за плечами, — и обрел свое призвание. Brothers: A Tale of Two Sons собрала ворох наград и перенесла Юсефа из сонма не слишком известных кинорежиссеров в один ряд с Хидео Кодзимой и Кеном Левайном. A Way Out делала уже не студия Starbreeze, создавшая Brothers, а другая, Hazelight Studios, но это не так уж важно. Проект — именной, а не студийный, и в титрах обоих игр указан один и тот же режиссер. Да-да, «режиссер видеоигры».
A Way Out — почти классическое по форме интерактивное кино с «рельсовым» сюжетом и большим количеством роликов на игровом движке. Но это самое «почти» меняет все правила: повествование здесь, как и в Brothers, ведется от лица сразу двух героев. В этот раз и управлять ими нужно вдвоем — прохождение возможно строго совместное, локально или по Сети. Каково это? Спросим у самих Лео и Винсента.
Лео: Как так вышло, что мы не взорвали ни одного вертолета?
Винсент: Тебе что, катера, мотоциклов, самолета и груды разбитых полицейских тачек недостаточно?
Л: Без взорванного вертолета я не могу быть полностью счастлив. Но полицейских хватило, правда твоя. Я больницу обеспечил пациентами на пару лет. Все костяшки отбил. И ноги болят. У тебя ноги не болят?
В: Только шея, на которой я тебя вывез из всех этих передряг. Ну и палец немного. Армрестлинг не прошел даром.
Л: Это тебе поделом. За парашют.
В: А что парашют? Я предложил — ты согласился.
Л: «Просто дерни за кольцо», — сказал он. «Дальше все само», — сказал он. Больше никогда я не сяду в самолет. Никогда. Будешь один громить мексиканские наркокартели.
В: Нужно же кольцо от лямки отличать! Знаешь, а не только шея — голова от тебя тоже побаливает. Ты уже сам отец, а хлопот с тобой как с грудничком.
Л: И самое обидное, что я страдал напрасно: стрелять — совсем не так круто, как я представлял! В любом тире стволы круче. Отдача мощнее, пушка тарахтит, все как надо.
В: Да без вопросов, оружие твоя подруга подогнала такое, что стрелять — одно страдание. Да и семье про это не расскажешь. А вот как мы в баскетбол рубились, или в «4 в ряд», а? В дартс я тебя просто раздел.
Л: А я с тобой не соревновался, у меня нет комплексов. Ох, Винсент, при тебе ничего нельзя делать. Мне захотелось — я сыграл в дартс. Захотелось — сыграл себе на банджо. Потому что я люблю играть на банджо. А зачем ты взял в руки инструмент? Попытаться сыграть лучше Лео? Это все неуверенность. Поэтому тебе так трудно с женой. Женщины чувствуют, когда мужчина в себе не уверен. Ладно, расслабься. Ты хорошо бросаешь, тебе осталось только в это поверить.
В: Жаль, не потренировал навык тогда, с парашютами. Ладно, на тебя обижаться — это как котенка пинать.
Л: Захотелось пнуть котенка. Ты со мной? Или опять будешь уговаривать меня договориться с ним по-хорошему?
В: Ты хоть раз пожалел, когда мы поступили по-моему? Хорошо, что рядом с тобой всегда есть кто-то, кто может сдерживать твои желания. Признайся, тебя за насилие над котятами посадили?
Л: Не придуривайся, ты знаешь, что мне шили и как все было на самом деле.
В: Да, да, за решеткой одни невиновные сидят.
Л: Знаешь, мне еще тогда, в тюрьме, показалось… как это называется, когда ты кого-то первый раз увидел, а кажется, что уже встречал?
В: Дежавю. В тюрьме так бывает. Один день как две капли похож на другой, а все сидельцы — как близнецы.
Л: Не, ты не сиделец. Ты белый воротничок. У тебя на лице написано: я такой серьезный дядя, ведь жизнь такая серьезная штука. Тебя из шестеренок на заводе собрали? По шаблону.
В: Я бухгалтер, не забывай. А ты зато такой крутой-и-веселый-парень-с-проблемами-и-тяжелым-детством, я подобных в кино насмотрелся. Признайся, ты перед зеркалом манеры отрабатывал?
Л: Я красавчик от бога. Но пару приемчиков я подсмотрел в кино, это да. В «Лице со шрамом». И у этого... у Скорсезе.
В: И у Шлезингера, и у Хилла. Как только я приехал на этом тюремном автобусе — у меня сразу появилось ощущение, что я попал в какой-то фильм.
Л: Для скучного парня ты смотрел многовато крутого кино. Давай как на духу: кто самый четкий мужик?
В: Даже не знаю... Кирк Дуглас в «Спартаке»? Хотя вот, знаю, — Хатч крутой!
Л: Хатч? Да кто это вообще такой? Это из того унылого кино про полицейских? Винсент, Винсент, опять самооценка. Я вот точно знаю: самый четкий мужик на всем белом свете — Лео. Мне осталось найти режиссера, который бы это понял и снял про меня кино. Ну, и про тебя заодно. Мне не жалко. Это будет бомба! Представляешь, как можно будет сделать сцену, в которой мы из больницы утекаем?
В: Перевернутые каталки, драки и беготня по пожарным лестницам? Да, я знаю, что ты это любишь, Лео. А еще вид сбоку — только молоток выдать, и поехали!
Л: И чтобы разом показывали, как я наваливаю копам, а ты этажом ниже такой бегаешь от них. Контраст!
В: Или я решаю вопросы на бензоколонке с пушкой в руках, тогда как опытный-грабитель-банков в панике пытается вырваться из рук уборщика. Хе-хе. Но, кажется, все это уже было в другом кино.
Л: Неважно. В другом кино не было Лео и Винсента! И ни в одном кино столько крутой хрени не происходило разом.
В: Твоя правда. Но я бы все-таки предпочел чуть попридержать коней. Помнишь тот ручей после облавы, а? Костерок, рыбы наловили, вот это все?
Л: Ты хотел сказать: «Лео поймал себе рыбы, а я полчаса тыкал палкой в дно и потом слезно просил батю добыть и мне съестного?»
В: Ну, черт тебя дери, это правда сложно. Не бензоколонку грабить.
Л: И не по мексиканцам стрелять. Но я понимаю, да. Было хорошо.
В: Знаешь, вот эти прыжки через ущелья, спасение в последний момент, «прикрой меня, я лечу на амбразуру», — это, конечно, здорово. Но у банджо и аркадного автомата я реально почувствовал...
Л: Эй, полегче, Винс. Ты что, расплакаться собрался?
В: В последний раз я плакал от смеха, когда ты лямку у парашюта отстегнул. Но не будем опять ворошить, а то уже мне придется тебе сопли кулаком вытирать.
Л: Ладно, а то я уж было подумал, что ты выпустил на волю свою маленькую девочку.
В: Лео, я, конечно, все понимаю — ты крутой парень. И должен каждую секунду демонстрировать свою крутизну. Но с женой и сыном ты тоже бряцаешь стальными причиндалами?
Л: Женщины любят ласку. Но жена должна знать, что она за мужем, а не за нюней.
В: Ну, знаешь, я тоже так думал. Только нужен ли жене мертвый мачо? Или крутой парень в тюряге? Или, может, настоящий мужик, которого просто никогда нет дома?
Л: Мы с Линдой вместе выбрали такую жизнь. Знали, на что идем и чем рискуем. Но только не надейся, что я буду тебе плакаться, как жизнь несправедлива. Мужчина — не тот, кто всех грузит своими проблемами, а тот, кто решает проблемы. И кто смеется, когда другие хнычут.
В: Но в конце же было не до смеха, правда?
Л: Мы не говорим про то, что было в конце.
В: Да, не говорим. До сих пор не пойму, как же так вышло.
Л: Проехали.
В: Проехали. Как насчет партейки в дартс?
Л: Только в слезах меня не утопи, когда продуешь.
Сам жанр buddy movie, казалось, закончился в семидесятых, вместе с модой на клеш и туфли на платформе. Да, были отдельные всплески вроде «Достучаться до небес», но настоящий дух остросюжетного кино про мужскую дружбу уже можно было признать пропавшим без вести.
Но за то мы и любим молодую и бурную индустрию видеоигр, что здесь возможны любые эксперименты, которые, в числе прочего, приводят и к неожиданным возвращениям. A Way Out — по-настоящему хороший образец buddy movie с «погружением», где проверяется дружба не только героев в кадре, но и игроков, которые вместе с Винсентом и Лео проживают историю не длинную, но насыщенную как событиями, так и эмоциями.
A Way Out — это одновременно и амбициозный игровой проект, и достойный наследник «Буча Кэссиди и Сандэнса Кида», «Старски и Хатча» и «Аферы». Полный клише, глупостей и обаяния. Так сейчас кино уже не снимают. Но так сейчас делают игры.
Достоинства:
- атмосфера настоящего buddy movie из 70-х;
- прекрасная постановка и оригинальный монтаж;
- простенькая технически, но отлично исполненная визуальная часть;
- второй игрок может не покупать игру;
- превосходно прописанные главные герои.
Недостатки:
- персонажи второго плана плоские и невыразительные;
- исполнение отдельных механик, вроде стрельбы или погонь, оставляет желать лучшего;
- большое количество технических проблем, по крайней мере на старте;
- амбициозный, но спорно исполненный финал.
Оценка: 7/10. Для buddy movie это истинные 10/10. Выше — это уже какой-то другой жанр, но и ниже — тоже оскорбление.
Графика | A Way Out не претендует на лавры игры с самой совершенной графикой, герои порой коряво двигаются, зато анимация отличная, свет поставлен здорово, а системные требования — щадящие. |
Звук | Музыка вообще не запоминается — разве что неловкие попытки Винсента и Лео сыграть на пианино и банджо. Зато озвучка — по высшему разряду. В роли Лео — Фарес Фарес, старший брат режиссера Юсефа и востребованный в Швеции актер. |
Одиночная игра | Не предусмотрена. |
Коллективная игра | Играть можно только вдвоем, и никак иначе. При желании делать это можно за одним компьютером (да-да, hot seat!), один играет на клавиатуре, второй — на геймпаде. Можно и по Сети — это удобно организовано: платит за игру только один из двух игроков. |
Общее впечатление | Душевное приключение на двоих, битком набитое клише, которые вызывают не раздражение, а ностальгию. Но также и вполне веское высказывание на тему мужской дружбы, которое прекрасно работает в форме игры вдвоем. |
Друзья, начиная с этой рецензии мы отказываемся от выставления промежуточных оценок разным аспектам игры: графике, звуку, одиночной и мультиплеерной составляющим. Отныне в конце текста вас ждет только одна оценка – общая.
Дело в том, что итоговая оценка всегда складывается из гораздо большего числа элементов, чем отражено в табличке. И далеко не все элементы поддаются точному исчислению. Как можно посчитать атмосферу или отношение к героям? Что важнее в графике — технологии или визуальный стиль? Вдобавок количество этих переменных (и влияние каждой из них на итоговую оценку) разнится не только от жанра к жанру, но и от игры к игре — где-то важна история, а где-то ее нет совсем, но это и не нужно, ведь есть другие критически важные составляющие.
В конце концов, фильмам ведь не ставят отдельные оценки за операторскую работу, сценарий, костюмы и все остальное? Потому что произведение — это всегда нечто большее, чем совокупность его составляющих. И не ищите скрытого смысла в том, что мы начали такую практику с кинематографичной A Way Out. Просто так совпало.
Видео: