«Яндекс» опубликовал отчёт о финансовых результатах IV квартала и всего 2022 года целиком. Компания продемонстрировала хорошие показатели в минувшем году несмотря на все трудности, а также сообщила о вероятных изменениях, ожидающих бизнес в будущем.
Как сообщается в отчёте, ещё в конце ноября совет директоров Yandex N.V. заявил о намерении изменить структуру собственности, а также корпоративного управления компанией. В частности, грядёт выделение «основной части бизнеса, включая ряд зарубежных направлений, в отдельную группу компаний, которая сохранит за собой бренд». Yandex N.V., расположенная в Нидерландах, «планирует со временем выйти из числа акционеров этой группы компаний и сменить своё название». Не исключена передача управления выделяемой группой компаний менеджменту «Яндекса».
В «Яндексе» также высказались о недавней утечке в открытый доступ фрагментов программного кода, связанного с определёнными сервисами. Сообщается, что фрагменты являются устаревшими, а некоторые из них и вовсе никогда не применялись в пользовательских продуктах. Расследование продолжается.
По данным пресс-релиза, «текущая геополитическая напряжённость и её влияние на российскую и мировую экономику создали исключительно сложные условия для бизнеса, команды и акционеров компании». Известно, что торги акциями класса А структуры Yandex N.V. на Nasdaq не возобновляются, и неизвестно, когда это произойдёт. При этом торговля на Мосбирже продолжается, но ограничена рядом факторов. Компания предупреждает акционеров о возможных рисках и не исключает наступления неблагоприятных последствий в будущем.
Тем не менее квартальные и годовые финансовые результаты «Яндекса» выглядят относительно оптимистично. Так, в IV квартале 2022 года выручка выросла в годовом сравнении на 49 % до 164,8 млрд рублей, а по итогам 2022 года она выросла на 46 % и составила 521,7 млрд рублей. При этом скорректированная чистая прибыль составляет почти 10,8 млрд рублей.
По данным компании, на сегмент бизнеса «Поиск и портал» пришлось больше всего выручки — 39 %. В IV квартале она выросла на 47 % году к году и составила 69,7 млрд рублей. Примечательно, что в прошедшем году большая часть поисковых запросов — почти 68 % —приходилась на мобильные гаджеты. Доля поиска «Яндекса» в отчётном квартале на российском рынке составила 62,6 %, увеличившись на 2,4 п. п. год к году.
В тройку ведущих по уровню выручки бизнес-сегментов компании также вошли «Райдтех» (такси, каршеринг, самокаты) — 21 % и «Электронная коммерция» — 17 %. Число подписчиков «Яндекс.Плюса» в 2022 году выросло до 19,3 млн человек против 11,6 млн в 2021 году. Аудитория подписчиков «Кинопоиска» составила 8,4 млн человек.
Выручка от умных устройств с голосовым помощником «Алиса» в IV квартале выросла на 189 % год к году до 11,7 млрд рублей, с 2018 года продано более 5 млн устройств с поддержкой технологии. «Яндекс Go» в 2022 году пользовались 40,2 млн человек.
Интересна статистика O2O-сервисов, включающих сервисы доставки вроде «Яндекс.Еды», «Яндекс.Доставки», Delivery Club, «Яндекс.Лавки Израиль» и «Яндекс Заправки», а также других O2O-платформ экспериментального характера. Сообщается, что в IV квартале доходы выросли год к году на 59 % до 67 млрд рублей, а по итогам года — на 52 % до 192 млрд рублей.
В целом, как сообщает «Яндекс», «совет директоров и менеджмент компании уделяют особое внимание благополучию сотрудников (около 21 тысячи человек) в России и за рубежом, делая при этом всё возможное для защиты интересов акционеров и других заинтересованных сторон». Заметим, что число сотрудников компании выросло год к году на 16 %.
Источник: