Сегодня 07 января 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

Metaphor: ReFantazio — роскошный подарок для любителей JRPG. Рецензия

⇣ Содержание
Жанр JRPG
Издатель Atlus
Разработчик Atlus
Минимальные требования Процессор Intel Core i5-3570K 3,4 ГГц / AMD FX-8350 4,0 ГГц, 6 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 4 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 750 / AMD Radeon R7 360, 90 Гбайт на жёстком диске
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i5-6600 3,3 ГГц / AMD Ryzen 5 1500X 3,5 ГГц, 12 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 4 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 970 / AMD Radeon RX 580
Дата выхода 11 октября 2024 года
Локализация Текст
Возрастной ценз От 16 лет
Платформы PC, PlayStation 5, PlayStation 4, Xbox Series X, Xbox Series S
Официальный сайт

Играли на Xbox Series S

Работа над Metaphor: ReFantazio началась ещё восемь лет назад — срок довольно большой, но Atlus нужно было придумать совершенно новую вселенную и понять, как перенести туда привычные механики из Persona и Shin Megami Tensei. Чем дольше играешь, тем отчётливее понимаешь, что разработчики с обеими задачами справились блистательно. Этот мир надолго запомнится благодаря множеству классных персонажей и связанных с ними историй, а в игровом процессе сочетаются как получившие развитие старые идеи, так и совершенно новые.

#Нам здесь не рады, зато рады мы

В первую очередь Metaphor: ReFantazio впечатляет масштабами. Речь не только об игровой территории, хотя и она довольно большая. Одна лишь столица местного королевства получилась крупнее Токио из Persona 5, а ведь помимо неё тут предстоит посетить немало других мест, в том числе поселения и разного рода подземелья, ради исследования которых мы сначала пользуемся бегуном (здешнее огромное транспортное средство), а потом сможем просто телепортироваться. Вместе с этим удивляешься тому, насколько проработанной получилась вселенная и как сильно хочется изучать каждую деталь, позволяющую узнать о ней больше.

 Как в Persona 5 каждый раз ждал крутейшие аниме-ролики, так и тут радуешься их появлению

Как в Persona 5 каждый раз ждал крутейшие аниме-ролики, так и тут радуешься их появлению

Во многом это заслуга сценаристов, которым удалось с первых же минут успешно забросить несколько крючков. Вот у нас король, которого убивает в его же комнате какой-то негодяй по имени Луи, приговаривая, что мечтам монарха об идеальном мире, где все живут дружно, не сбыться. Никто убийцу не арестовывает и вроде как даже не догадывается, что это был он, — наоборот, Луи участвует в гонке за кресло нового правителя. Потом мы узнаём о принце, на которого наложил проклятье тот же Луи, а после этого и вовсе сами включаемся в эту гонку. Каковы мотивы Луи? Сможет ли парнишка вроде нас победить? И это лишь начало — дальше интересного будет ещё очень много.

Основные темы игры — религия и расизм. Точнее, влияние религии на жизнь королевства и проблемы, к которым приводит взаимное неприятие в обществе. В этом мире есть почти десяток рас, и не все они равны в правах: пока представители одной всеми уважаемы и почитаемы, другие в лохмотьях просят на улице милостыню. Наш герой, чьё имя мы выбираем сами, относится к расе эльдов, и ему в этом плане не повезло — остальные считают эльдов низшими существами и вообще удивлены, что они ещё существуют. Поэтому, как только герой прибывает в столицу, он тут же сталкивается с повсеместным расизмом — доходит до того, что его даже в некоторые магазины не пускают. А если и пускают, то обязательно говорят какую-нибудь гадость.

 Тебя спросить забыли

Тебя спросить забыли

Тема непростая, и история легко могла скатиться в банальщину вроде «расизм — это плохо», но у Atlus получилось сделать всё на высшем уровне. Основные темы блестяще вплетены в повествование и распределены по сюжету тонким слоем, а не выпячиваются при первой возможности. А на передний план вынесено путешествие нашего героя-эльда и его новых друзей. Причём это действительно путешествие — с ездой на бегуне, посиделками у костров, телепортациями из одного города в другой, в том числе ради того, чтобы отнести кое-кому фотографии из далёких мест. Особенно забавно, что каждую ночь персонажи собираются на ужин в забегаловке и обсуждают итоги прошедшего дня, а также напоминают о том, что время поджимает и скоро им придётся идти на основное задание.

#Жизнь по расписанию

Да, как и в Persona, здесь есть календарь, и многие сюжетные задания нужно выполнить до определённой даты. Равно как и некоторые побочные, но таких заметно меньше, чем бессрочных. В сутках свободны только день и вечер, и если днём вы с кем-то сражались в подземельях или пошли на охоту, то вечером персонаж измотан. А вот если в начале дня вы с кем-то общались или выполняли простенькие активности, то и перед сном сможете ещё чем-то заняться. Таймер поначалу кажется беспощадным — тут тебе и побочные задания, и повышение королевских характеристик (например, храбрости и красноречия, без которых не взять новые задания), и общение с друзьями. Да и сюжетные миссии порой трудно пробежать за один день, приходится растягивать процесс.

 Все, кто хотят изменить мир к лучшему, быстро заводят дружбу с главным героем

Все, кто хотят изменить мир к лучшему, быстро заводят дружбу с главным героем

Однако со временем становится всё проще решать, какие дела важнее. Когда компаньон или товарищ хочет с вами поговорить, об этом сообщают в начале дня, так что можно быстро к нему переместиться. Некоторые дополнительные задания (в том числе охота на монстров) дают не только прибавку к характеристикам, но и немало денег — а они нужны для покупки дорогой экипировки. Да, всё, конечно, сделать не успеешь, но оно и не нужно — как и в «Персонах», по какому пути развития персонажа ни иди, трудностей с прохождением не возникнет. Тут уже игроку предстоит решить, нравится ли ему проводить время с персонажами или лучше лишний раз подраться и отточить навыки, — тем более что здешняя система прокачки подталкивает к прохождению боёв в разных условиях.

Дело в том, что в Metaphor: ReFantazio разработчики отошли от идеи коллекционирования монстров и не стали полностью копировать Persona и Shin Megami Tensei. Здесь противники на локациях — просто противники, с которыми вы никак не взаимодействуете после боя. Мало того, вы можете побеждать их ещё до вступления в пошаговые сражения — если ваш уровень достаточно высок и вы всё равно уничтожили бы их с одного удара. Крупных и более опасных монстров тоже желательно предварительно атаковать — если всё получится, все они будут оглушёнными в начале сражения, а это позволит безнаказанно мутузить их на протяжении целых двух ходов. Даже если на самом деле за одним гуляющим врагом «скрываются» целых пять, как это часто бывает в JRPG. Преимущество превентивные удары дают очень большое, так что желательно не только на всех нападать, но и не допускать, чтобы враги сами вас цапнули, — для этого есть кнопка переката.

 Интерфейс только кажется перегруженным — в бою трудностей вообще не возникает

Интерфейс только кажется перегруженным — в бою трудностей вообще не возникает

#Не персоны, а архетипы

Бои получились примерно такими же, как в остальных играх Atlus. Сначала ходы совершает одна сторона, потом ей отвечает другая. Как и всегда, у всех врагов есть как слабости к тем или иным стихиям и ударам, так и способность отражать какие-то атаки или поглощать урон, превращая его в здоровье. На каждого участника отряда выделено по одному ходу, но можно добавить дополнительные, если успешно бить по слабым местам противников. Это справедливо и для врагов — если один из ваших персонажей уязвим для огня и вам попался огненный оппонент, то каждая его атака будет критической и позволит совершать два удара вместо одного.

Чтобы наиболее эффективно использовать способности своих героев, нередко желательно передавать ходы союзникам — например, если один персонаж не может бить по слабым местам, а второй может. А ещё есть мощные совместные атаки (либо защитные умения), на которые затрачиваются сразу два очка хода. Что радует в местной «боёвке» больше всего, так это возможность в любой момент мгновенно перезапустить сражение, причём все обнаруженные вами слабости оппонентов останутся отмеченными в интерфейсе. Это особенно удобно против боссов, драки с которыми обычно не ограничиваются банальным избиением друг друга по очереди. Мало того, что эти бои предлагают интересные механики и неожиданные сюрпризы, так ещё и дизайн боссов в разы интереснее, чем даже в Persona 5. Это либо необычные существа, либо гротескные монстры, дизайн которых даже сравнить не с чем, разве что с персонажами Босха.

 Рыба с ногами? Почему бы и нет

Рыба с ногами? Почему бы и нет

А вот здешние персоны… точнее, архетипы визуально впечатляют не так сильно, внешних различий между ними мало; зато они даруют разные умения. В этой игре архетипы служат чем-то вроде классов или профессий, и каждый встреченный вами персонаж «обучает» вас своему архетипу, если выполнить определённые условия. Какие-то профессии выдают по сюжету, а какие-то нужно постараться найти самому — к примеру, если не выполнить побочное задание, доступ к ним не получишь. Горевать из-за этого не стоит — классов тут полно. Не так много, как существ в Persona и Shin Megami Tensei, но все равно достаточно. Выполняя задания и побеждая врагов, вы получаете маглу — это очки, необходимые для покупки архетипов, и любому персонажу вы можете выдать любую профессию. Это важно, поскольку с помощью информаторов можно узнать сильные и слабые стороны боссов и подготовиться — например, не брать магов, если они слабы против кого-то, или взять воина и рыцаря для нанесения мощного физического урона.

Свобода действий огромная — настолько, что для покупки новых архетипов и их переключения даже не надо отправляться в местный аналог «Пурпурной комнаты» из Persona. Всё делается прямо на месте. Экспериментировать позволяют как угодно и с чем угодно — о том, что не хватит маглы, беспокоиться вообще не стоит. Чем выше уровень архетипа, тем больше разблокируешь новых боевых способностей (в том числе пассивных), а ещё их можно перекидывать между разными профессиями. Особенно отрадно, что игра не наказывает за использование одного и того же архетипа, когда вы прокачали его по максимуму, — персонаж продолжает получать опыт, и за каждый «лишний» уровень вам выдают предмет, позволяющий быстро улучшить другой архетип. А ещё по мере более близкого знакомства с персонажами вы открываете продвинутые версии архетипов, с более мощными заклинаниями.

 А потом они пожмут руки и один передаст другому свой архетип

А потом они пожмут руки и один передаст другому свой архетип

***

Обо всём в одном материале и не расскажешь. Например, о замечательном дизайне подземелий, где есть и простенькие головоломки, и всякие секреты, и спрятанные проходы, ведущие к сокровищам. Или о том, что протагонист теперь разговаривает. Он просто изредка произносит реплики и не слишком многословен, но за такого персонажа играть интереснее, чем за молчаливых истуканов. Или о дизайне интерфейса — дизайнеры превзошли самих себя, и на фоне здешних менюшек Persona 5 уже выглядит не так круто. Хотя есть неудобства — к примеру, непонятно, кто сейчас носит (и носит ли) экипировку из общего списка вещей. В общем, Metaphor: ReFantazio — чудесная огромная JRPG, в которой можно пропасть на сотню часов, изучая мир, знакомясь с новыми персонажами и экспериментируя с архетипами. Уже и не так обидно, что Persona 6 задерживается.

Достоинства:

  • захватывающая история и вселенная, в которую интересно погружаться;
  • многие геймплейные системы перекочевали сюда из других игр Atlus — какие-то здорово вписались в неизменном виде, какие-то оригинально подкорректировали;
  • симпатичные персонажи — как компаньоны главного героя, так и второстепенные лица и антагонисты;
  • замечательная пошаговая боевая система, делающая каждое сражение увлекательным;
  • удобная система архетипов, позволяющая на лету менять способности персонажей;
  • интересно исследовать подземелья, искать секреты и натыкаться на сюрпризы;
  • шикарный визуальный стиль и приятная музыка.

Недостатки:

  • архетипы внешне очень похожи друг на друга — не хватает харизматичных монстриков из Persona и SMT;
  • мелкие шероховатости в интерфейсе.

Графика

JRPG в исполнении Atlus всегда были пиршеством для глаз, и эта игра не стала исключением. И интерфейс, и игровой процесс — всё так здорово нарисовано, что хочется снимать скриншоты даже просто для себя. А об обликах противников и говорить не приходится.

Звук

Блистательно озвученные главные герои и замечательная музыка — тему, звучащую во время сражений, потом напеваешь в душе (ставьте ударение куда хотите).

Одиночная игра

Большая, продолжительная и очень увлекательная JRPG — как любят фанаты жанра.

Оценочное время прохождения

Как минимум 70 часов на прохождение истории, но на деле потратишь куда больше.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

Огромная JRPG, с которой Atlus вышла на новый уровень. Прекрасная история, захватывающие сражения и всё такой же блистательный визуальный стиль — практически всё исполнено на высшем уровне.

Оценка: 9,5/10

Подробнее о системе оценок

Видео:

 
 
3DNews рекомендует!
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Представлена технология Nvidia Reflex 2, которая сократит задержки в играх на величину до 75 % 46 мин.
«Живые» NPC с ИИ от Nvidia вышли на новый уровень — полезные напарники в PUBG: Battlegrounds и «умные» горожане в Inzoi 3 ч.
Google сделает использование телевизора более интуитивным и полезным, подселив нейросети Gemini в Google TV 3 ч.
«В восторге и ужасе одновременно»: новый трейлер подтвердил, когда стартует второй сезон сериала The Last of Us 4 ч.
Sony анонсировала фильм по Helldivers 2, замену сериалу Horizon Zero Dawn от Netflix и ещё одну экранизацию Ghost of Tsushima 6 ч.
Неофициальный ремейк Need for Speed Underground 2 на Unreal Engine 5 получил публичную демоверсию — 20 минут геймплея 16 ч.
Глава OpenAI рассказал, когда появятся сильный ИИ, сопоставимый с человеком — ждать осталось недолго 17 ч.
Геймеры подсчитали, какую игру в 2024 году признавали лучшей чаще всего 18 ч.
Новый геймплейный трейлер раскрыл дату выхода The End of the Sun — мистического приключения про путешествия во времени по миру славянского фэнтези 19 ч.
Microsoft стала маскировать поисковик Bing под Google, чтобы удержать пользователей 19 ч.
Цены на электричество были отрицательными почти три недели в Германии в прошлом году 41 мин.
Dell представила 27-дюймовый игровой QD-OLED-монитор AW2725Q с 4K и 240 Гц 2 ч.
Acer обновила игровые ноутбуки Predator Helios 18 и 16 новейшими чипами Intel и Nvidia, а также двухрежимными дисплеями 2 ч.
MSI представила большой и мощный ноутбук Titan 18 HX Dragon Edition Norse Myth с мордой дракона на крышке 2 ч.
Palit представила видеокарты GeForce RTX 5080, RTX 5070 Ti и RTX 5070 в версиях GameRock и GamingPro 2 ч.
Dell представила игровые ноутбуки Alienware Area 51 на базе Core Ultra 200HX и GeForce RTX 5000 2 ч.
Nvidia представила платформу Cosmos и другие мощные инструменты для разработки человекоподобных роботов 2 ч.
Nvidia представила платформу Hyperion для полного автопилота и объявила о сотрудничестве с Toyota 3 ч.
ИИ-стартапы собрали рекордные $97 млрд инвестиций в прошлом году 3 ч.
Nvidia представила мобильные видеокарты GeForce RTX 5090, RTX 5080, RTX 5070 Ti и RTX 5070 4 ч.
Включить темный режим