Сегодня 29 ноября 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

Шутеры вернулись, а мы и не заметили

⇣ Содержание

В девяностых, с выходом культовой Doom, жанр шутеров от первого лица возвысился над всей игровой индустрией, затмив собой и разные симуляторы, и стратегии, и ролевые игры. Doom, Quake, Shadow Warrior, Hexen и множество иных «стрелялок», как их тогда называли, правили бал. Вплоть до начала нулевых это были практически бессюжетные проекты, сценарную скупость которых компенсировал хлещущий через край драйв.

Время шло. Half-Life, Unreal и множество представителей «новой школы» превратили FPS в более размеренный жанр, с упором на историю, повествование и кинематографичность. Но и они со временем ушли с радаров. Сейчас большинство крупных проектов — это огромные открытые миры на полсотни часов, усыпанные маркерами, со множеством механик. Но иногда так хочется чего-то другого. Чего-то простого, чистого и незамутненного… какого-нибудь Ада на Земле, где есть лишь верная двустволка и сотни, тысячи демонов для истребления. Цель ясна, способ очевиден, пора надирать задницы! Вопрос лишь в том, куда податься?

#Этого я и просил!

 Легенда, установившая новые стандарты повествования… а ведь она могла стать и обычным шутером тех лет с неотесанным Иваном в главной роли!

Легенда, установившая новые стандарты повествования… а ведь она могла стать и обычным шутером тех лет с неотесанным Иваном в главной роли!

К сожалению, в этом десятилетии жанр выдохся. Один за другим в продажах проваливались Bulletstorm, The Darkness 2, Syndicate — хорошие и даже отличные проекты, за которые, однако, публика решила не голосовать рублем. Такие игры весьма дороги в производстве, и, когда они перестали приносить деньги, большие издатели предпочли сосредоточиться на безопасных сериях. Бастион шутеров остались удерживать Call of Duty да Battlefield.

Изредка кто-нибудь все-таки возвращался к корням. Особенно на этом поприще отличились поляки из Flying Wild Hog — сперва порадовали нас небольшим, но зажигательным и искрящимся Hard Reset, а после неожиданно успешно возродили Shadow Warrior. В 2013 году проект ярко продемонстрировал, что народ изголодался по качественным шутерам старой школы. Год спустя Би Джей Блажкович триумфально вернулся к борьбе с нацизмом в Wolfenstein: The New Order, закрепив успех.

Однако другие разработчики не спешили присоединяться, и массовое возвращение олдскульных FPS не состоялось. Но законодателю жанра не нужна массовость — id Software, некогда возвысившая шутеры, выпустила новый Doom, который в одиночку сгреб всех нас за шиворот и зашвырнул в золотой век жанра. Да и последовавший годом позже Wolfenstein: The New Colossus не ударил в грязь лицом.

 Батя вернулся!

Батя вернулся!

#А покажите весь ассортимент

Впрочем, это не значит, что вволю настреляться под заводной саундтрек можно лишь раз в один-два года. Оказалось, что любителям чистокровных, не обремененных лишними деталями, открытым миром и прокачкой шутеров есть куда податься. Как вариант, можно тряхнуть стариной в классических (и не очень) проектах, которые, благодаря издателям или GOG, получили поддержку современных операционных систем и порой даже косметические улучшения.

Все выпуски Serious Sam уже давно доступны на обновленной версии движка от триквела. В ожидании полноценной четвертой части можно и вспомнить о былых заслугах Сэма на поприще борьбы с инопланетянами. Причем даже в VR. Также к вашим услугам куча версий Painkiller, в изданиях и дополнениях к которому я уже давно запутался. Проще всего взять Hell and Damnation — практически полноценный ремейк оригинальной игры и первого дополнения в одной упаковке. Bulletstorm Full Clip Edition тоже легко подарит кучу игрового времени, и к тому же ее дают пройти в роли старичка Дюка Нюкема (за отдельные деньги, правда).

Нет проблем в том, чтобы на актуальных ПК запустить и нетленную классику, будь то Duke Nukem 3D (жаль только, что отличную версию Megaton Edition поменяли на так себе 20th Anniversary), оригинальная Shadow Warrior, оба выпуска Blood, сборник Redneck Rampage или куча других проектов на движке Build.

 Жуткий монстр и дробовик — квинтэссенция жанра в одном скриншоте

Жуткий монстр и дробовик — квинтэссенция жанра в одном скриншоте

Стоит обратить внимание на инди-сцену. Если крупные издатели с неохотой открывают кошельки для шутеров в духе старой школы, то небольшие студии успешно занимают нишу. Ну почти успешно — случаются иногда промахи вроде Mothergunship или Desync. Хотя легко найти кучу действительно отличных игр.

Сумасшедшая Dusk порадует поклонников Redneck Rampage и Blood — она как раз совсем недавно с триумфом покинула ранний доступ и (внезапно) оказалась одной из самых высокооцененных игр на Metacritic в 2018 году. Amid Evil просто создана для старых фанатов Heretic и Hexen. Инди-разработчики зачастую берут классическую основу и смешивают с современными веяниями. Например, с роглайками: Immortal Redneck навевает приятные воспоминания о Serious Sam и незаслуженно забытой Will Rock, а Strafe отдает дань уважения Quake 2.

Если же вам хочется совсем банального месива на бескрайней арене, то и тут найдется несколько отличных вариантов: минималистичная Devil Daggers и бесплатная Hellbound: Survival Mode. Последняя, по сути, является демкой полноценной сюжетной игры. От одного лишь слогана «шутер из 90-х 20 лет спустя» по телу разливается тепло. Хотя жаль, что не каждое начинание доходит до логического финала. Польские мастера ужасов собрали из ресурсов хоррора >observer_ да и выпустили в ранний доступ веселый киберпанковый экшен — 2084, а неделю спустя уже объявили, что вряд ли он когда-нибудь превратится в полноценный проект. Зато у другого новичка в раннем доступе есть все шансы на развитие — знакомьтесь, Bright Memory. Посмотрите трейлер. И теперь представьте, что игру соорудил один человек. Один!

 После таких изображений руки сами тянутся скачать демо Hellbound

После таких изображений руки сами тянутся скачать демо Hellbound

Проекты, которые следуют не только духу, но и визуальной букве классики, испытывают настоящий бум. В начале 2018 года в раннем доступе поселилась Ion Maiden — новый шутер на легендарном движке Build и самый настоящий преемник Duke Nukem 3D. Разработчики, судя по текущей версии, выжимают из технической основы все соки — хоть проект и выглядит настоящей игрой из девяностых, на экране огромное количество деталей, спрайтовое оружие и враги дотошно прорисованы и, что самое главное, здесь отличное ощущение от стрельбы. Издателем ураганного праздника выступает та самая 3D Realms.

Последняя, к слову, в сотрудничестве с 1C готовит некий проект на движке Quake. Правда, помимо небольшого видео, больше об игре ничего не известно. Куда информативней оказался анонс Prodeus. Она разрабатывается всего двумя людьми, зато какими! Майкл Воллер (Michael Voeller) и Джейсон Мохика (Jason Mojica) успели приложить руку к Doom (2016), нескольким Call of Duty и последней Bioshock. В общем, эти ребята кое-что смыслят в жанре. Игра смешивает современные технологии с ретростилистикой и ультранасилием. Впрочем, трейлер куда красноречивей любых объяснений.

Если ждать вы не хотите, то недавно в Steam выпустили Project Warlock — драйвовый ретрошутер, который хоть и работает на вполне себе современном Unity, но удачно имитирует спрайтовую эстетику. Куча оружия, море врагов, за полсотни разнообразных уровней и бешеный темп — идеально, когда нужно убить вечер и тысячу-другую инопланетных захватчиков.

 Project Warlock — настоящее любовное признание шутерам 90-ых

Project Warlock — настоящее любовное признание шутерам 90-х

* * *

Надеемся, в будущем жанр все еще будет жив и востребован. Хочется же иногда просто откинуться на спинку стула, перезарядить плазмаган и выпустить пар. Хотя в сегменте ААА-проектов на горизонте нас по-прежнему ждут только две серии: Солдат Рока вернется в Doom Eternal, а семейство Блажковичей продолжит оберегать мир от нацистов. Иронично, что именно эти двое «детей» id Software, которые когда-то изобрели жанр, но на долгие годы ушли со сцены, сейчас в поте лица трудятся над возвращением славы старым добрым шутерам.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Гора с плеч: SEC отказалась от иска к SolarWinds и её шефу по безопасности из-за нашумевшей атаки SUNBURST пятилетней давности 27 мин.
В Туркменистане узаконили майнинг и криптовалютные биржи 2 ч.
SAP предложила клиентам из Евросоюза суверенное ИИ-облако EU AI Cloud 2 ч.
Бывший сценарист inXile рассекретил, когда выйдет Clockwork Revolution — амбициозная стимпанковая RPG про путешествия во времени 3 ч.
Велосипедный хоррор Quite a Ride от создателя Selfloss «напугал до смерти» даже своего издателя 4 ч.
Control 2 могут показать на The Game Awards 2025 — Remedy зарегистрировала торговую марку Control Resonant 6 ч.
Москвичи и не только массово пожаловались на сбой в работе WhatsApp 7 ч.
«С тех пор игра сильно изменилась»: Ubisoft отреагировала на утечку внутренней презентации ремейка Prince of Persia: The Sands of Time 8 ч.
Steam наконец стал 64-битным — 32-битному клиенту осталось чуть больше месяца 16 ч.
Трассировка лучей на ПК, «Новая игра +» и прокачка «Легенды»: для Dying Light: The Beast вышло самое крупное обновление с релиза 20 ч.
В Минцифры рассказали, как обойти период «охлаждения» для иностранных SIM-карт 49 мин.
В Китае реализуют крупнейший в мире проект по хранению энергии в задутом под землю воздухе 2 ч.
Tesla подсмотрела у китайских конкурентов методы производства машин, признался экс-руководитель отдела продаж 3 ч.
Смартфоны Poco M7 и Redmi Note 14 сочетают высокую функциональность с доступной ценой 3 ч.
В Китае похвастались разработкой ИИ-ускорителя в полтора раза быстрее чипа Nvidia пятилетней давности 4 ч.
Люди даже не представляют, насколько ИИ изменит мир — но завершится всё пузырём, хоть и не скоро 4 ч.
Россияне показали преданность брендам своих смартфонов — больше всего любят Apple, Realme, Xiaomi и Samsung 4 ч.
Астрономы обнаружили молодую звезду с древней химией — похоже, она впитала часть партнёра по системе 4 ч.
Партнёры OpenAI набрали долгов на $100 млрд, чтобы оплатить ИИ-мегапроекты Альтмана 4 ч.
Сервер Giga Computing R284-A91 получил 16 отсеков для CXL-модулей формата E3.S 2T 4 ч.