Сегодня 19 марта 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

Mutazione — целебный сбор. Рецензия

⇣ Содержание
Жанр Приключение
Издатель Akupara Games
Разработчик Die Gute Fabrik
Системные требования: Windows 7 и выше или MacOS 10.12 и выше, процессор Intel Pentium 4 2,6 ГГц, 4 Гбайт оперативной памяти, видеокарта серии NVIDIA GeForce 700 или аналог от AMD, 2 Гбайт на жестком диске
Дата выхода 19 сентября 2019 года
Возрастной ценз нет
Платформы PC, macOS, iOS (Apple Arcade), PS4
Официальный сайт

Играли на iPhone 11

Что было бы, если бы небесные тела могли разговаривать? Вопило бы Солнце, как в «Рике и Морти»? Вздыхала бы Луна, глядя на происходящее на Земле? Жаловался бы Плутон на лишение его звания планеты? Одно точно можно сказать: метеорит, который врезался в курортный городок где-то в Европе, молвил бы: «Теперь тут будет город-сад». Большая часть населения погибла сразу, а некоторая часть — выжила, но была поражена радиацией и каким-то… космическим вирусом? Неважно. Факт тот, что локальный постапокалипсис в регионе, получившем извне имя Мутацьоне (собираем пальцы в горсти и произносим с давлением-ударением на предпоследний слог), оказался очень живописным: руины заросли буйной зеленью, фауна выглядит так, что утконос, наконец, может расслабиться — он больше не главная шутка Бога. Коснулись мутации и разумной жизни — обитатели Мутацьоне мыслят и говорят как обычные люди, но слова эти издают существа хвостатые, разноцветные, похожие то на грибы, то на — это правда так — точки.

 Объятия — один из ключевых навыков

Объятия — один из ключевых навыков

В этот городок приезжает 15-летняя девушка Кай, отправленная мамой к своему дедушке — он тяжело заболел и нуждается в помощи. И девушка, и ее мама, и дедушка выглядят как обычные люди, и это неудивительно — дед приехал сюда в свое время с научным интересом, да так и остался. Но Кай здесь никогда не была, ей предстоит познакомиться со своим родственником и всей здешней общиной. И нет, ей не дали с собой дробовик — придется разговаривать. И выращивать сады.

#Дружба начинается с улыбки

Создатели (датская студия Die Gut Fabrik) называют Mutazione «мыльной оперой про мутантов» — и поначалу (я писал об этом в материале про Apple Arcade) я не соглашался с такой характеристикой: это действительно разговорная игра, в которой почти ничего не делаешь, кроме как ходишь и разговариваешь с обитателями Мутацьоне, но постепенно ее «мыльная» сущность раскрывается — скелеты начинают вываливаться из шкафов, отцовство нерожденных детей подвергается сомнению, а ошибки прошлого лезут как грибы на гниющем в тропическом лесу стволе.

 Мир здесь совсем маленький — но иногда можно выйти за его пределы. В разных смыслах

Мир здесь совсем маленький — но иногда можно выйти за его пределы. В разных смыслах

Но это не суть Mutazione — сплетни и семейные перипетии, этот вечный двигатель существования сообществ, оказываются лишь только оберткой, течением, в котором придется плыть. Mutazione вся — в построении связей с жителями городка: мы узнаем их ближе, играя за юную и открытую миру Кай, постепенно налаживаем с ними отношения — с каждым свои — и нет, не решаем их проблемы, а понимаем их. И принимаем.

Принятие — суть Mutazione, ее ключевой посыл и наполнение. Принятие ли себя, своего места в мире, своей «мутантской» сущности, своих чувств к другому; есть множество сторон этой сущности, и для постижения любой из них необходимо внимание, желание вглядываться в ближнего, способность к налаживанию контакта.

 Встроенный в игру определитель воображаемых растений — нет, даже я его не прочитал целиком

Встроенный в игру определитель воображаемых растений — нет, даже я его не прочитал целиком

В этом и главная прелесть игры, и ее проблема, стоящая, как шлагбаум, на пути к массовой популярности. Она требует от игрока этого внимания к персонажам — несмотря на свой необычный вид, очень земным, даже приземленным, возделывающим свой клочок жизни по мере сил: вот Айлин, она держит парикмахерскую, а также делает татуировки; вот Миу, у нее хвост, она охотник, а также вокалист в местной панк-рок-группе; вот Танг, он грузчик, он чинит лодку, которая осталась ему от умершего отца, он играет на ударных в той же группе — а еще похож на Халка… И так далее — ничего захватывающего тут нет. Или все они станут вашими друзьями на те пять-шесть часов, что занимает прохождение (и останутся в сердце), или вас ждут очень скучные пять-шесть часов без особой мотивации к прохождению. Это поразительно бесконфликтная история — в которой начнет греметь гром ближе к концу, и гроза… Обойдемся без спойлеров.

#Растить свой сад

Mutazione вдобавок почти лишена игровых механик как таковых — мы просто бегаем из одного конца экрана в другой и беседуем со всеми. Часть этих бесед обязательна, Кай делает себе пометки в дневнике, сюжет развивается, часть — необязательна, но именно в этой необязательности и кроется вся прелесть игры. Mutazione бессмысленно проходить, в нее есть смысл вживаться, почувствовать каждого из героев, приобщиться к их ежедневным ритуалам: зайти пообедать к бабуле Мори, которая всегда предложит на выбор вегетарианское или мясное блюдо (звучит очень аппетитно, кстати — вполне себе паназиатская кухня); послушать капиталистические измышления существ, обслуживающих Главное Дерево, на котором зиждется местная экосистема; вечерком посмотреть и обсудить серию итальянской мыльной оперы вместе с Тангом (да, тут есть мыльная опера внутри мыльной оперы). Только в таком случае Mutazione работает: диалоги здесь написаны очень живо, легко и броско — более всего игра напоминает в этом плане Oxenfree.

 Список дел на ближайшее время — речь не о спасении мира, что и говорить

Список дел на ближайшее время — речь не о спасении мира, что и говорить

Несколько занятных деталей в диалогах Mutazione: часто мы выбираем не конкретный ответ, а эмоцию, с которой мы будем реагировать на ту или иную реплику, — и это воспринимается очень свежо; персонажи не озвучены, но у каждого текст появляется на экране со своим узнаваемым звуком стука по клавишам. Это вообще очень тактильная игра, и она вполне живет на iPhone, где я ее и прошел, несмотря на то, что это по своей сути не мобильный проект.

 Скромное обаяние минимализма

Скромное обаяние минимализма

Единственная игровая механика кроме перемещений и бесед — это выращивание садов. Собираете семена по всему региону (самые важные вам отсыплют персонажи), садитесь в подходящем месте и высаживаете их в подходящую почву, сверяясь с определителем растений, а затем поете им песенку. И слушаете, что они поют в ответ. Звучит несколько по-наркомански — и то правда, Mutazione не чужда духовных путешествий с применением особых грибов, — но это ключевая метафора игры. Выращивание садов опять же лишено какого-либо вызова, это не головоломка, игра никак не испытывает игрока — но если вы попали в ее волну, то это важнейшая ее часть, целительный опыт, очень гармонизирующий. Каждый раз, выключая Mutazione, я реально чувствовал себя отдохнувшим и чуть больше удовлетворенным окружающим миром — словно бы нащупал какие-то новые связи с ним. Точнее, вспомнил что-то забытое и затертое рутиной, гонкой суетливого общества достижений.

***

Mutazione — игра-пауза, игра-медитация. Игра, в которой не надо ни за чем гоняться, решать какие-то задачки, кого-то, спаси и сохрани, убивать — нет, в ней надо дружить, растить сады, ходить и смотреть вокруг, всем восторгаясь. Игра, в которой главное — это принимать другого, в том числе если этот другой — ты сам.

Достоинства:

  • любовно прописанный и очень характерно нарисованный мир;
  • живые и легкие диалоги;
  • прекрасная, пусть и сугубо фоновая, музыка;
  • целительная атмосфера;

Недостатки:

  • игра почти лишена динамики — кому-то она может показаться чертовски скучной.

Графика

Технически простенькая, Mutazione не поражает какой-то особой красотой — но нарисована она с большим вкусом, в очень узнаваемой и в хорошем смысле своеобразной манере. В этом мире приятно находиться.

Звук

Размеренный эмбиент, обдающий прохладой тропический мир игры и очень тактильные внутриигровые звуки, создающие ощущение уюта — но и да, усыпляющие.

Одиночная игра

Mutazione — почти полностью разговорная игра, практически лишенная динамики, с медленным (да, по сути, и необязательным) сюжетом, способная в равной степени как очаровать и стать целительным опытом, так и усыпить. Спорить не собираюсь, я выучил ее уроки и принимаю все точки зрения.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

Скромная и нарочито маленькая игра про то, что можно вообще-то не только выращивать свой сад, но и помогать выращивать его еще кому-то. Не только брать, но и давать. Что быть цементом, скрепляющим социум, — это тоже дело. Что другие — это не обязательно ад.

Оценка: 8,0/10

Система игровых оценок

Видео:

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Всё своё ношу с собой: Nvidia представила контейнеры NIM для быстрого развёртывания оптимизированных ИИ-моделей 2 ч.
Nvidia AI Enterprise 5.0 предложит ИИ-микросервисы, которые ускорят развёртывание ИИ 3 ч.
NVIDIA запустила облачную платформу Quantum Cloud для квантово-классического моделирования 4 ч.
NVIDIA и Siemens внедрят генеративный ИИ в промышленное проектирование и производство 4 ч.
SAP и NVIDIA ускорят внедрение генеративного ИИ в корпоративные приложения 5 ч.
Microsoft проведёт в мае презентацию, которая положит начало году ИИ-компьютеров 5 ч.
Амбициозная ролевая игра Wyrdsong от бывших разработчиков Fallout: New Vegas и Skyrim в опасности — в студии прошли массовые увольнения 6 ч.
THQ Nordic раскрыла системные требования Alone in the Dark на все случаи жизни — для игры на «ультра» понадобится RTX 4070 Ti 6 ч.
Сливать игры до релиза станет опаснее — создатели Denuvo рассказали о технологии TraceMark for Games 7 ч.
Календарь релизов 18–24 марта: Dragon's Dogma 2, Rise of the Ronin, Horizon Forbidden West на ПК 8 ч.