Цифровой автомобиль

Автодайджест №432: Лос-Анджелес-2017

#Электрокары и гибриды

На автомобильной выставке в Лос-Анджелесе не было важных новинок из сферы электрических и гибридных машин, если не считать BMW i8 Roadster, который, за исключением крыши, в целом аналогичен купе. В то же время на прошлой неделе появилось много новостей из этой отрасли, которые звучали из самых разных уголков планеты — но не из Лос-Анджелеса.

Чаще всего говорили про прогресс в сфере аккумуляторов и строительство зарядных станций. К примеру, нефтегазовый гигант Royal Dutch Shell решил включиться в гонку и анонсировал партнерство с сетью IONITY, которая в ближайшее время займется возведением быстрых зарядок в Европе.

IONITY — совместное предприятие Volkswagen, Daimler, Ford и BMW. Его ключевая цель — развитие сети быстрых зарядок в Европе. Первые станции будут построены в Германии, Норвегии и Австрии. Расстояние между соседними пунктами составит примерно 120 километров: по словам разработчиков, это оптимальная дистанция для путешествующих. К концу 2018 года в Старом Свете должно появиться свыше 100 станций со стандартом Combined Charging System (CCS). Максимальная мощность каждого разъема — до 350 Вт (подразумевается, что как минимум часть зарядных станций будет располагать меньшей отдачей).

IONITY уже начала сотрудничать с автодорожной компанией Tank & Rast, сетью супермаркетов Circle K и нефтегазовой компанией OMV. Теперь строительством сверхбыстрых зарядных пунктов займется и Shell. Сегодня нефтегазовый гигант является одним из лидеров на рынке розничной продажи топлива: в одной только Европе насчитывается более 6 000 заправок Shell. С учетом прогнозов экспертов, уже через 10-20 лет спрос на бензин и дизельное топливо стремительно пойдет вниз, так что операторам требуется вовремя сменить профиль. Shell планирует установить 80 станций с 500 колонками в 10 странах: Бельгии, Франции, Великобритании, Нидерландах, Австрии, Польше, Словакии, Словении, Чехии и Венгрии.

Что такое 350 кВт на один порт? На этот вопрос мы ответили два месяца назад, когда компания ABB анонсировала систему Terra HP High Power Charge с такой же максимальной мощностью. На данный момент ни один автомобиль не способен заряжаться с такой скоростью. На станциях Tesla Supercharger, которые считаются одними из самых передовых, к одному электрокару может быть подано до 120 кВт (только для загородных станций и только при подключении не более одного электромобиля), а в большинстве случаев действует ограничение до 72 кВт. Таким образом, в обозримом будущем воспользоваться столь высокой отдачей смогут лишь электрические грузовики и автобусы. Зато когда обычные электрические легковушки станут поддерживать входящий поток 350 кВт, время полной зарядки для батареи емкостью 100 кВт⋅ч (максимальный показатель для современных моделей) составит около 20 минут.

У нас на очереди еще одна новость из Европы: BMW Group анонсировала создание «Центра компетенции для аккумуляторных батарей» в Мюнхене. В его строительство будет вложено около €200 миллионов. 

Ключевой задачей нового предприятия станут дальнейшие исследования в области химического состава батарей и их дизайна. С учетом использования новых тяговых аккумуляторов предполагается, что электромобили BMW следующего поколения будут располагать запасом хода до 700 километров. При этом «Центр компетенции» будет заниматься лишь разработкой прототипов, серийный выпуск будет осуществляться на специализированных заводах.

Также BMW рассказала о разработке пятого поколения электрических моторов к 2021 году. Предполагается, что электродвигатель, трансмиссия и управляющая электроника будут совмещены в едином компактном модуле. Передовые разработки позволят уменьшить размеры и в то же время повысить мощность. Немцы надеются также снизить себестоимость производства.

«Центр компетенции для аккумуляторных батарей» будет готов к началу 2019 года. Штат сотрудников составит 200 человек.

Каждый день появляются известия об увеличении инвестиций в разработку электромобилей и развитие сопутствующей инфраструктуры. Прогресс в этой области невозможно не заметить. Однако в целом автомобильный рынок пока так и не заметил наступления эры электрических машин. Недавно американское издание Quartz провело исследование на эту тему и пришло к выводу, что пока рано говорить о приближении переломного момента. Также аналитики выяснили, кто же является лидерами и аутсайдерами гонки электрокаров в 2017 году.

Журналисты ссылаются на данные международной консалтинговой фирмы AlixPartners. По их расчетам, доля электромобилей в общих мировых продажах легковых машин пока не достигла даже 0,5 %.

Лишь в некоторых странах заметен прогресс. К примеру, в сентябре на долю электрических и гибридных автомобилей пришлось 60 % продаж в Норвегии. По данным блога Electrek, в июне электромобили заняли 27 % всего рынка новых легковушек этой страны. В отчете AlixPartners учитываются только полностью электрические модели с запасом хода свыше 500 километров, но даже при таких жестких условиях Норвегия является мировым лидером по проникновению экологически чистого транспорта. Правда, не стоит забывать, что это стало возможным только благодаря огромным пошлинам на автомобили с двигателями внутреннего сгорания.

Однако Норвегия — маленькая страна, где с помощью государственных рычагов не так уж сложно повлиять на рынок. Если же говорить об абсолютных объемах продаж, то мировым лидером является Китай. Он обошел США еще в 2014 году и стремительно наращивает отрыв.

Также в AlixPartners подсчитали, какие компании лидируют на рынке производства электромобилей. Для этого была рассчитана доля электрических моделей в общем объеме продаж. Первое место ожидаемо досталось «Тесле», поскольку она вообще не выпускает машины с ДВС (при этом для нее указана доля не 100 %, а 90,5 % — по всей видимости, в данном разделе аналитики тоже учитывали только модели с запасом хода от 500 километров). Но кто же на втором месте? BMW? General Motors? Renault/Nissan? Как бы не так: серебро досталось бренду Zhidou, принадлежащему Geely. Далее следует еще семь компаний из КНР, в том числе и сама Geely. И лишь на десятой строчке с долей 0,7 % можно обнаружить BMW.

Еще одной порцией интересной статистики поделился портал OilPrice.com. По его данным, пока преждевременно говорить о надвигающемся крахе рынка автомобилей с ДВС и нефтегазовой отрасли. Мировое потребление нефти не только достигло пиковых значений, но и продолжает увеличиваться.

В июне 2017 года ежедневный спрос на нефть впервые в истории человечества достиг 100 миллионов баррелей. После этого последовало небольшое сезонное снижение, однако потребность все равно находится на рекордных значениях. По данным Международного энергетического агентства, в 2017 году увеличение потребления достигнет 1,6 миллиона баррелей в сутки, в то время как за последние 20 лет прирост в среднем составлял 1,2 миллиона.

Аналитики OilPrice.com предполагают, что пока крупнейшими барьерами на пути широкого распространения электромобилей остается недостаточно развитая сеть зарядных станций и все еще высокие цены на батареи (хотя они постоянно снижаются). Однако главной проблемой для производителей «зеленых» машин может стать недостаток общественного признания: многие до сих пор скептически относятся к машинам без двигателей внутреннего сгорания. Уместно ли в данном случае проводить параллель с тем, что в начале XX века многие считали порочной саму идею экипажа без лошади? 

#Автопилоты

В Калифорнии было представлено подозрительно мало беспилотных автомобилей, так что придется нам поискать их где-нибудь еще. Например, в России: «Яндекс» продемонстрировал испытания беспилотных машин на заснеженных дорогах.

Полгода назад «Яндекс» объявил о начале тестирования собственного автопилота на закрытых полигонах. Тогда стало понятно, что в будущем планируется перевести сервис «Яндекс.Такси» на использование умных машин. Аналогичного пути придерживаются Uber и Gett, которые не первый год финансируют разработку в области автопилотов.

Новый видеоролик демонстрирует, как беспилотные прототипы на базе Toyota Prius курсируют по слегка заснеженным дорогам на закрытой территории. Они умеют останавливаться перед пешеходами, объезжать препятствия, разъезжаться со встречным транспортом на узких улицах и разворачиваться на небольших пятачках. По словам представителя «Яндекса», за обстановкой вокруг следят лидары, а обработкой входящих данных занимаются видеокарты NVIDIA GTX (точная модель не сообщается).

«Мы начали тестировать технологии для беспилотных автомобилей в зимних условиях. Это важный этап в развитии автономного транспорта: чтобы стать массовыми и доступными, беспилотники должны надежно работать в любую погоду. В том числе и суровой зимой, когда снегом заметает дорожную разметку и границы проезжей части, а сам асфальт покрывается льдом. Каждый такой погодный фактор — вызов для наших инженеров. Первые тестовые заезды двух прототипов "Яндекс.Такси" с беспилотными технологиями прошли в Подмосковье, где как раз выпал снег. Эти прототипы созданы на базе Toyota Prius совместно с коллегами из института НАМИ», — рассказали представители «Яндеса».

На самом деле «Яндекс» не первым начал испытание беспилотников в снегу. В прошлом году аналогичными исследованиями занялись инженеры Ford. Первые тесты прошли успешно: машины смогли не заблудиться в снежном плену. Как же они ориентируются на местности, если не видно ни разметки, ни краев проезжей части?

Многие до сих пор весьма скептически настроены по отношению к беспилотным системам. Критики не верят, что когда-нибудь компьютер сможет справиться с такими нетривиальными задачами, как езда в перегруженном мегаполисе, где каждый норовит подрезать. То же самое относится и к поездкам по снежным дорогам: здесь уж точно сложно предусмотреть все случаи, поскольку и обычные-то водители порой едут буквально наощупь. Кажется, что зачастую помогает некое «шестое чувство» или интуиция — ни того ни другого у компьютеров на базе NVIDIA GTX явно не будет. Однако не стоит думать, что раз человек является венцом эволюции, то лучше него с управлением автомобилями никто не справится. В конце концов, у машин могут быть органы зрения и данные, попросту недоступные людям.

К примеру, вот как представляют недалекое будущее инженеры Ford. Во-первых, с помощью нейронных сетей и самообучения машины научатся строить предположения о том, где находятся края проезжей части, точно так же, как человек, или даже лучше. Во-вторых, в этом деле помогут точные 3D-карты дорог. На них будут нанесены не только проезжие части, но и окружающие здания, светофоры, знаки и деревья. Так что с помощью тех же самых лидаров умный автомобиль сможет с точностью до сантиметра определить свое текущее местоположение, даже если вся дорога спрятана под толстым одеялом из снега. Для этого машины будут учитывать расстояние до строений и других опорных точек, которые точно не скроет стихия. Способен ли проделать то же самое человек?

Об очередных успехах отчиталась и компания Waymo, которая входит в холдинг Alphabet. К текущему моменту ее беспилотные прототипы проехали в общей сложности около 6,5 миллиона километров. Для преодоления этого расстояния среднему американскому водителю потребуется около 300 лет. Представители Waymo подчеркнули, что величина пробега является ключевым фактором оценки прогресса в сфере создания автопилота. Для сравнения: осенью Uber заявила о том, что ее беспилотники преодолели 1,6 миллиона километров.

Waymo продолжает наращивать темп разработки и тестов. К примеру, если последний миллион миль (1,6 миллиона километров) был набран за 6 месяцев, то для выполнения первого потребовалось 18 (хотя из ее же графика следует, что первый миллион был накатан за шесть лет).

К текущему времени беспилотные машины Waymo прокатились по 23 городам США. В основном тесты проходят в южных и восточных штатах. В дополнение к этому инженеры проводят испытания на закрытой территории площадью 370 тысяч квадратных метров. Там симулируются редкие ситуации, которые в условиях реального дорожного движения можно и не встретить. К примеру, компьютерное управление пугали даже скейтбордистами, которые передвигались на своих досках лежа. Результаты подобных экспериментов не уточняются. В общей сложности на испытательном полигоне было сымитировано свыше 20 000 уникальных ситуаций.

Около месяца назад сотрудники Waymo похвастались другим важным достижением: на дороги общего пользования впервые выехали прототипы, в которых не было инженера, следящего за действиями компьютера. Формально это является подтверждением того, насколько в Waymo доверяют своему детищу. Минивэны Chrysler Pacifica с пустым водительским креслом курсируют по Бостону и его пригородам.

#Автомобильные технологии

Вредные выбросы автомобилей принято связывать только с тем, что непосредственно выходит из его выхлопной трубы. Однако в Государственном экологическом агентстве Баден-Вюртемберга подсчитали, что источником 32 % твердых частиц, производимых транспортным средством в период его эксплуатации, являются шины и тормоза. Из этой доли примерно половина приходится на тормозные колодки и диски. Инженеры компании Buderus Guss, являющейся подразделением Bosch, решили исправить ситуацию. Они разработали iDisc — новый тормозной диск, который производит на 90 % меньше пыли.

На первый взгляд iDisc ничем не отличается от обычного чугунного тормозного диска, однако в данном случае дополнительно используется покрытие из карбида вольфрама. Этот материал обладает очень высокой твердостью — 9 по шкале Мооса. Обычно он используется для изготовления резцов, сверл и фрез. В частности, широко известный сплав «победит» примерно на 90 % состоит из карбида вольфрама. А еще WC (именно так выглядит химическая формула этого материала) применяется для изготовления сердечников бронебойных пуль. Но какое отношение это имеет к тормозам автомобиля?

Благодаря высокой твердости поверхность диска медленнее изнашивается, поэтому в окружающую среду попадает меньше металлической пыли. Разработчики заявляют о снижении выбросов на 90 %. В дополнение к этому внедрение iDisc положительно скажется на эффективности торможения: она не пострадает даже после нескольких экстренных замедлений с высокой скорости. По данным производителя, в этом отношении новинка близка к углерод-керамическим дискам, которые даже для дорогих автомобилей чаще всего предлагаются лишь за доплату.

Еще одним преимуществом iDisc должен стать сниженный износ. На практике многое будет зависеть от стойкости покрытия из карбида вольфрама, однако разработчики уже сообщили о повышении жизненного цикла новых дисков вдвое. Но не стоит питать преждевременных надежд. Во-первых, если диск стал тверже, то при прочих равных ускорится износ колодок (или потребуются специальные колодки). Во-вторых, производителям расходных материалов, к которым относятся тормозные диски, априори невыгодно увеличение их срока службы: чем реже они будут требовать замены, тем меньше дисков продаст производитель. А интересы бизнеса зачастую стоят выше интересов окружающей среды.

Представители Buderus Guss сослались еще на один плюс: поскольку iDisc не будет подвержен коррозии, то удалять с него ржавчину при помощи различных химических средств не придется. Этот аргумент хоть и реалистичен, но все же выглядит притянутым за уши. Да, традиционные чугунные диски легко подвержены коррозии, так что если оставить машину на пару недель во влажном климате, то тормоза потеряют былой лоск. Но для восстановления глянцевого покрытия требуется всего-то проехать несколько сот метров: при торможении колодки сами сотрут верхний слой ржавчины.

Компания Buderus Guss уже осуществила первые поставки новых дисков неназванным европейским автомобильным брендам. Пока нет точных сведений о том, на какие марки станут устанавливать iDisc и насколько дороже будут такие тормоза. Предположительно, подобные диски в качестве опции предлагаются для нового поколения кроссовера Porsche Cayenne.

#Интересности и необычности

В 1917 году компания Mitsubishi Shipbuilding, дочернее предприятие конгломерата Mitsubishi, начала сборку автомобиля Model A. Он не отличался ни оригинальностью, ни массовостью: шасси было позаимствовано у Fiat Tipo 3, а за пять лет свет увидело всего 22 экземпляра. Тем не менее в Mitsubishi Motors все же почитают эту машину как первопроходца. Для того чтобы отметить 100-летний юбилей, японцы решили построить реплику Model A на агрегатах гибридного кроссовера Mitsubishi Outlander PHEV. Что из этого получилось, можно увидеть в следующем видеоролике.

За интересный проект взялась известная студия West Coast Customs. Уж этим ребятам не привыкать к уникальным переделкам. Однако результат оказался далек от ожиданий. Конечно, отдельные элементы нового автомобиля напоминают столетнего предка (как и практически любую машину той эпохи), однако от общей элегантности не осталось и следа.

Сейчас «полюбоваться» на гибридный клон Mitsubishi Model A могут гости автосалона в Лос-Анджелесе: автомобиль выставляется с 1 по 10 декабря. С помощью необычной модели североамериканский офис Mitsubishi Motors планирует не только напомнить о юбилее компании, но и привлечь внимание к Outlander PHEV.

Основная начинка осталась на месте. Автомобиль оснащен аккумулятором емкостью 12 кВт⋅ч. Об экономичности и динамических характеристиках машины после переделки остается лишь догадываться: производитель не раскрыл данных. Да и зачем это делать, если конечный результат выглядит как насмешка.

Тем временем британский сервис онлайн-продаж автомобилей WeBuyAnyCar решил нарисовать идеальный автомобиль. Кому-то может нравиться Lamborghini, другим MINI, третьим Land Rover, но какая модель окажется ближе к идеалу? Для ответа на этот вопрос портал провел опрос 2 300 клиентов и на основе их мнений нарисовал универсальную модель.

В сборную солянку вошел кузов нового кроссовера Lamborghini Urus (серийная модель пока не анонсирована), передняя решетка Alfa Romeo, фары и фонари BMW, колеса Honda и двери Audi R8. От Bentley достался только логотип. Автомобиль оказался помесью спортивного купе с кроссовером. Все из-за того, что британцы хотят владеть быстрым автомобилем, но при этом не готовы отказывать себе в комфорте и практичности.

Для финала мы припасли видеоролик, в котором болиду Formula E предстоит сразиться с гепардом. Кто выиграет — электрическая машина или быстрейшее млекопитающее планеты? Противники схлестнулись на взлетно-посадочной полосе в ЮАР.

Несмотря на внушительный внешний вид, болид «Формулы-Е» не ставит рекордов по энерговооруженности. Для сезона 2017/2018 года максимальная мощность была повышена до 245 лошадиных сил (до этого было 231). Время разгона с 0 до 100 км/ч составляет примерно три секунды. Аналогичным ускорением может похвастаться и гепард.

Машиной управлял пилот Techeetah Жан-Эрик Вернь (Jean-Eric Vergne). «В дикой природе живет только 7 000 гепардов, и мы хотим повысить осведомленность об основных угрозах, с которыми они сталкиваются, таких как незаконная торговля детенышами животных, потеря добычи из-за разрушения среды обитания и ее фрагментации, усугубляемой изменением климата», — рассказал французский гонщик. 

 
← Предыдущая страница
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
комментарии загружаются...