Обнаружена потенциально пригодная для жизни суперземля

В сорока двух световых годах от нас в созвездии Живописца ученые разглядели интересную планетную систему. Причем, интересной она стало лишь недавно, после того, как группа астрономов под руководством Микко Туоми (Mikko Tuomi) из британского университета Хертфордшира применила более чувствительные методики обработки данных, полученных при помощи спектрографа HARPS. Усовершенствованные алгоритмы позволили обнаружить три ранее неизвестные экзопланеты у звезды HD 40307, одна из которых лежит в центре обитаемой зоны.

Планета HD 40307g глазами художника

Первые три планеты массами в 4,2, 6,7 и 9,4 земных, обращающиеся вокруг оранжевого карлика спектрального класса K HD 40307, были зарегистрированы еще в 2008 году. Один год для каждой из них проходит за 4,3, 9,6 и 20,4 земных суток, то есть планеты вращаются крайне близко от родной звезды. Новые исследования позволили обнаружить еще три более удаленные планеты, которые совершают один оборот вокруг звезды за 34, 51 и 198 земных дней (инфографика), и наибольший интерес из всех представляет самая дальняя планета.

Сравнение Солнечной системы с HD 40307

Согласно имеющимся данным, планета HD 40307g примерно в 7 раз тяжелее Земли, а радиус ее орбиты составляет 0,6 астрономической единицы (90 млн км). При этом астрономы указывают, что обитаемая зона звезды простирается от 0,43 до 0,85 а.е.

Несмотря на имеющиеся в распоряжении ученых сведения, говорить о том, что на HD 40307g плещутся водные океаны и кипит привычная для нас жизнь, по меньшей мере опрометчиво. Более детальное изучение этой и других планетных систем станет возможным лишь с появлением космических телескопов нового поколения, первым из которых должен стать аппарат Джеймс Вебб (James Webb Space Telescope).