Сегодня 02 ноября 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

Консоли, покорившие мир, или История PlayStation глазами давнего поклонника

⇣ Содержание

#Глава IV. PlayStation 3. Чем выше шкаф…

После двух невероятно успешных поколений Sony, уже прочно сидевшая на коне, решила, что она круче всех. На печально известной Е3 2005 представители как японской компании, так и NVIDIA целых два часа скучно вещали о невероятной производительности PlayStation 3. Корпорация обещала два HDMI-порта (остался один), три порта Ethernet (два не дожили), возможность смотреть HD-видео в 12 потоков одновременно (ха-ха-ха), а заодно показала кучу фейковых роликов, в том числе совсем сказочные пререндеры Killzone, Motorstorm и F1. Никогда ещё расхождение представленных на конференции проектов с реальным результатом не было настолько удручающим. Да еще и компания в этот раз не привезла с собой ни рабочего прототипа консоли, ни демоверсий игр, что вызвало немало вопросов.

 Сам себя не похвалишь — никто не похвалит!

Сам себя не похвалишь — никто не похвалит!

На фоне этой странной конференции следующая Е3 2006 запомнилась куда хуже. Но именно там Sony наконец-то показала реальный геймплей многих проектов. Конечно, ни по производительности, ни по графике они не дотягивали до прошлогодних постановочных роликов, а Genji и вовсе еле-еле ворочалась. Однако это было хотя бы честной демонстрацией, позволяющей оценить реальные возможности консоли. 2006 год, пожалуй, и стал настоящей презентацией третьей «соньки».

В конце своего выступления Sony объявила стоимость новенькой PS3. Шокирующие 599 евро за версию с жёстким диском на 60 Гбайт и 499 за урезанную версию: 20 Гбайт, без HDMI (впрочем, его потом добавили в европейскую версию), картридера и даже Wi-Fi! Кен Кутараги как-то говорил, что «консоль необходимо заслужить, поэтому вам нужно побольше работать», но вряд ли кто-то ожидал такую цену. Корпорация, по всей видимости, была уверена, что люди всё это безропотно проглотят и побегут сметать свежую консоль, как делали раньше.

 После объявления стоимости консоли в зале воцарилась гробовая тишина

После объявления стоимости консоли в зале воцарилась гробовая тишина

Люди не проглотили, и PlayStation 3 стала настоящим адом для японской компании. Вышедшую 11 ноября 2006 года в Японии, 17 ноября — в США и только (из-за недостатка комплектующих для привода) 23 марта 2007-го в Европе консоль геймеры не хотели брать, потому что не видели смысла. На рынке уже плотно обосновалась более дешёвая Xbox 360, вышедшая куда раньше и стремительно набирающая игровую библиотеку. PlayStation 3 со своей сумасшедшей ценой и крайне слабой стартовой линейкой не могла предложить ничего.

Если предыдущие две «соньки» ставили рекорды по скорости продаж, то третьей оставалось только грустно смотреть им вслед. На родине в первый день она разошлась тиражом в 81 тысячу экземпляров против более чем 980 тысяч у PlayStation 2 за тот же период. Более того, за всю свою жизнь PlayStation 3 так и не добралась даже до 100 миллионов. Это с учётом мучительно длинного поколения, растянувшегося на семь лет вместо привычных пяти. Не помогла даже обратная совместимость с PS и PS2, которая была у PS3 на запуске. Sony самонадеянно подумала, что сможет выехать на голой мощности и известности бренда, но серьёзно просчиталась.

С архитектурой на этот раз было ещё сложнее, чем во времена PlayStation 2. Сердцем консоли стал «самый мощный в мире» процессор Cell совместной разработки Sony, IBM и Toshiba, в паре с графическим чипом RSX от NVIDIA с 256 Мбайт памяти, а также 256 Мбайт ОЗУ. Sony на анонсе заваливала красивыми числами с обещаниями небывалой производительности железа, но на деле оказалось, что разработчикам нужно было очень и очень постараться, чтобы заставить PlayStation 3 нормально управляться с играми. Особенно в этом плане страдала мультиплатформа, в частности, на Unreal Engine 3 — тут по производительности Xbox 360 практически всегда была впереди. А ведь Кутараги заявлял, будто третья «сонька» сможет выдавать 120 кадров в секунду, а сами «эпики» рассказывали на Е3 2005 о том, насколько прекрасную консоль сделала Sony. Вообще, «майкам» за счёт грамотных решений удалось прописать эпичную оплеуху зазнавшимся японцам, которые в этом поколении из лидеров внезапно оказались на позиции догоняющих.

 PlayStation 3 на личном примере показала, что производительность на бумаге и в реальности — две разные вещи

PlayStation 3 на личном примере показала, что производительность на бумаге и в реальности — две разные вещи

Удача отвернулась от Sony настолько, что даже с контроллером были проблемы. Из-за патентных споров по поводу технологии вибрации третья «сонька» на запуске вышла не с DualShock 3, а получила Sixaxis, практически невесомый из-за отсутствия моторчиков геймпад. Правда, в нём были гироскопы, использовать которые пытались и в Lair, и в первой Uncharted, и в Killzone 2. Инновация не прижилась, да и вряд ли среди вас найдётся много любителей внезапно размахивать контроллером из стороны в сторону, чтобы оттолкнуть монстра или кинуть гранату. Единственная игра, которая органично использовала все возможности пада, — корявенькая, но очаровательная Folklore. К 2007 году юридические споры улеглись, и DualShock 3 все-таки присоединился к семейству PlayStation — сначала в Японии, а в 2008-м добрался и до остальных регионов. Как же хорошо, что всё это время его заменял Sixaxis, а не вот это чудо дизайнерской мысли:

 С таким только на кенгуру охотиться, но никак не играть

С таким только на кенгуру охотиться

Фиаско с PlayStation 3 стоило должности Кену Кутараги, который ушёл из Sony в 2007 году. «Отец PlayStation» стоял у самых истоков бренда, а в итоге чуть не стал архитектором его уничтожения. Говорят, правда, что его решение об уходе было якобы связано не с неудачным запуском PS3, но-о-о-о… обычно в подобных случаях так и говорят. Sony, конечно, кое-как удалось выкарабкаться, сравнявшись в итоге с «ящиком» (где-то в районе 80 миллионов проданных устройств), но для компании, рвавшей всех и вся, это была выстраданная ничья. Которая вполне могла обернуться оглушительным поражением, будь поколение на пару лет короче.

Несмотря на то, что третья «сонька» прошлась по многим граблям, консоль запомнилась и хорошими решениями. В первую очередь ушли региональные ограничения. Больше не нужно было покупать японскую версию устройства, чтобы запускать японские игры, достаточно было импортировать нужный диск (и понимать японский). Еще у Sony появился вменяемый сетевой сервис, PlayStation Network, и свой цифровой магазин, PlayStation Store. Со временем витрина будет меняться внешне и прирастать функциональностью (списка желаемого, впрочем, в PS Store нет до сих пор!), постепенно превращаясь в то, что мы знаем сегодня. К сожалению, сейчас магазин на старушке PS3 работает еле-еле.

Заодно в прошивке 2.40 от 2008 года на PlayStation 3 пришли трофеи с фирменным делением на «бронзу», «серебро», «золото» и «платину». Однако если в некоторые проекты, вышедшие до обновления ОС, награды добавляли патчами (Uncharted: Drake’s Fortune), то другие так и остались без них (Motorstorm, Resistance: Fall of Man). Помимо этого, в 2010 году Sony представила сервис PlayStation Plus. Правда, тогда он не блокировал возможность игры по Сети, а просто предлагал бесплатные игры, автоматическую загрузку патчей и обновлений, а заодно скидки в PSN. Особой мотивации платить за него не было.

 Когда-то PS Store выглядел вот так (Источник — softpedia.com)

Когда-то PS Store выглядел вот так (Источник — softpedia.com)

С онлайном у японской корпорации связан ещё один момент. 20 апреля 2011 года Sony отключила PlayStation Network практически на месяц в связи с расследованием крупной атаки на сервис, которая затронула порядка 77 миллионов аккаунтов. Sony тогда прилетело по шапке и от игроков, и от государственных регуляторов, особенно по поводу способа хранения личной информации. Разбирательства длились несколько лет.

Но вернёмся к хорошему. PlayStation 3 оказалась одной из наиболее устойчивых к взлому консолей — я впервые видел, чтобы у нас в таких количествах покупали лицензионные диски. Вдобавок компания в очередной раз представила новый формат носителей для своего устройства, к которому приложила руку, — Blu-ray, куда более вместительный по сравнению с DVD. Он даже успел немного повоевать с HD-DVD от Toshiba, но довольно быстро вынес конкурента с рынка. Новенькие носители и привод для них сказались на стоимости консоли, но на запуске PlayStation 3 была одним из самых дешёвых плееров Blu-ray. Да ещё и игрыумела запускать!

А вот с ними у Sony в этом поколении откровенно не заладилось. PlayStation потеряла многие крупные эксклюзивные серии, которыми славилась на протяжении двух поколений: Final Fantasy, Devil May Cry, Ace Combat и Tekken. Они отправились покорять мультиплатформу, а Rockstar, ещё один стратегический партнёр японцев во времена PS2, решила выпускать сюжетные дополнения к GTA IV с годичной эксклюзивностью для Xbox 360. Да что там, Mistwalker, основанная Хиронобу Сакагути, выпустила для «зелёных» две ролевых игры. Серьёзный удар для PlayStation, которая всегда славилась мощным присутствием восточного игропрома. Мир словно перевернулся с ног на голову.

Японская корпорация оказалась в ловушке. Для продаж дорогущей консоли нужны были игры, а делать их толком никто не хотел. И ладно — эксклюзивы, даже порты работали на PS3 так «шикарно», что всю доступную мультиплатформу я потом повторно купил на ПК. Наблюдать вечные подгрузки текстур, отвратительные тени и смотреть на до-о-о-о-олгие загрузки, бич игровых устройств того времени, не было уже никаких сил.

Вообще, седьмое поколение стало в каком-то роде переломным моментом для многих студий. Стоимость и сложность разработки резко возросли вместе с требованиями к графике, однако далеко не у всех были на это ресурсы, особенно если говорить про японскую индустрию. Переход на новые консоли был для неё крайне болезненным — настолько, что целые жанры вроде jRPG, требующие больших затрат, практически целиком уехали на портативные консоли. Там делать игры было и дешевле, и быстрее, и к картинке так не придирались.

 Оформление боксов с играми поменялось после выхода «тонкой» PS3 и отказа от шрифта из «Человека-Паука» в названии консоли

Оформление боксов с играми поменялось после выхода «тонкой» PS3 и отказа от шрифта из «Человека-паука» в названии консоли

В отсутствие помощи с Востока, где кто-то ушёл в мультиплатформу, кто-то — к Microsoft или Nintendo, а кто-то вовсе закрылся, Sony обратилась за помощью к Западу. Правда, о былом разнообразии эксклюзивной библиотеки говорить уже не приходилось. Наметился уклон в шутеры и проекты с крутой графикой, а каких-то уникальных игр вроде тех же ICO или Okami, не говоря уже о больших jRPG, на третьей «соньке» практически не наблюдалось. Вдобавок они частенько добирались до Европы с диким опозданием, как та же Yakuza.

PlayStation 3 появилась у меня практически сразу после старта продаж в России, и все семь лет я ждал чего-нибудь интересного. Такого, что сможет поразить так же, как игры с первых двух «плоек». Ведь это же PlayStation, чёрт её дери, там всегда было много удивительного! Однако, за редким исключением, я так ничего и не дождался. Бренд из «это возможно только у нас» превратился в «вы можете поиграть у нас в различные вариации популярных веяний под другими названиями или корявые порты».

Впрочем, занимательные эксклюзивы на PS3 всё равно были. Например, вся трилогия Motorstorm от Evolution. И хотя она никогда не отличалась особой проработкой, гонять там было интересно. Мне больше всего понравилась первая часть — самая однообразная, но и самая продуманная по части трасс, подходящих для одновременной езды самых разных средств передвижения. В игре до сих пор весело месить грязюку на мотоцикле, удирая от многотонных махин под Before I Forget от Slipknot.

Была у Sony и трилогия Resistance, которую компания нынче почему-то крепко позабыла и даже не сделала ремастеры. Все три части предлагали необычные виды вооружения и прикольный альтернативный антураж с химерами-инопланетянами. Однако лучшим шутером на PS3 для меня стала Killzone 2. Она выгодно отличалась от своих конкурентов не только крайне мрачным, атмосферным миром и классным мультиплеером, но и подходом к управлению. Персонаж в игре был «тяжёлым», поворачивался медленно, каждый выстрел чуть ли не физически ощущался, однако именно эта вязкость выделяла вторую «киллзону» среди остальных игр жанра и «воздушно-кукурузных» Call of Duty. Плюс в графическом плане Guerrilla Games постаралась максимально приблизиться к дебютному ролику 2005 года, и, пожалуй, у компании получилось выдать один из наиболее красивых проектов поколения. Жаль, что отличительные особенности Killzone 2 некоторые пользователи восприняли в штыки, поэтому Killzone 3 стала более быстрой и отзывчивой, направившись совсем не в ту сторону, чтобы потом бесславно скончаться на PS4 с релизом нелепой Killzone: Shadow Fall.

Первая Resistance оказалась единственной игрой, качество которой значительно улучшилось после показа на Е3 2005 (по скриншотам это может быть незаметно)

Flower и Journey, долго остававшиеся эксклюзивами PlayStation 3, тоже смотрелись занимательно. Приятные, красочные, меланхоличные игры. Однако thatgamecompany после Journey больше не заглядывала на большие платформы, отметившись лишь мобильной Sky: Children of the Light. И именно на PS3 Quantic Dream с Heavy Rain показала, что можно делать с новыми технологиями. Интерактивную драму, впрочем, одни называют шедевром, а другие — адским трешем.

Было в эксклюзивной линейке PS3 и немного Востока. Это и Sega с уникальным взглядом на тактику в Valkyrie Chronicles, и Хидео Кодзима с грандиозным завершением саги в Metal Gear Solid 4, и Demon’s Souls, которую я до сих пор считаю одной из лучших в серии. Смешно, но во время её разработки Сюхэй Ёсида, отвечавший за эксклюзивы Sony, посчитал игру слишком сложной, обложив нехорошими словами, поэтому Хидетака Миядзаки корпел над своим творением втайне от высшего руководства. Sony настолько не верила в игру, что отказалась выпускать её за пределами азиатского региона, в котором её и нашли геймеры благодаря наличию на диске английского языка. Спасибо Bandai Namco за то, что подхватила знамя, издав Demon’s Souls в Европе, и за помощь FromSoftware с выпуском Dark Souls. Тот же Ёсида на презентации PlayStation 5 спустя много лет будет восхвалять «демонов» перед анонсом их ремастера, но мы всё помним, Ёсида-сан, мы всё помним.

Naughty Dog в этом поколении вышла на ведущие позиции. Если раньше студия была в числе многих в убийственном арсенале Sony, то сейчас выбирать было особо не из кого. Правда, яркие разработчики с неуёмной фантазией, каждый раз предлагающие уникальные миры и персонажей, всё больше и больше уходили в сторону реализма и кинематографичности, что прослеживалось ещё в третьей части Jak & Daxter. Такие «доги» мне уже не особо нравились — я не питаю любви ни к трилогии Uncharted, ни к The Last of Us (хотя я и поставил ремастеру высокую оценку. О — объективность). Однако невозможно отрицать, что именно Naughty Dog помогла Sony не ударить в грязь лицом в этом поколении.

 К слову, на Е3 2006 впервые показали вот этого парня. Дрейк ещё не знал, насколько популярным станет

К слову, на Е3 2006 впервые показали вот этого парня. Дрейк ещё не знал, что проснулся знаменитым

PlayStation 3 получила два редизайна: PS3 Slim в 2009-м и PS3 Super Slim в 2012 году. Однако для удешевления производства из новых версий убрали Emotion Engine, «сердце» PS2, а с ним и аппаратную поддержку игр предыдущего поколения. Кроме того, пропала возможность установить на устройство Linux или другую Unix-подобную систему. Причём обратную совместимость попробовали вернуть с помощью программного эмулятора, но он уже не работал с дисками от PS2, библиотека PS2-классики в PS Store оказалась скудной, да и само качество эмуляции оставляло желать лучшего. Цифровая версия SMT: Digital Devil Saga 2 так и виснет у меня намертво на одной из заставок, приходится её пропускать.

На PlayStation 3 Sony экспериментировала с эффектом 3D в играх, однако довольно быстро охладела к нему. Пыталась копировать Wii с PlayStation Move, запущенными в 2010 году, но это оказалось ещё одно устройство на пару-тройку часов. Однако корпорация уже практически собрала полный набор для шлема виртуальной реальности. Не хватало лишь самого шлема.

Компания даже пробовала запустить свою виртуальную социальную сеть, PlayStation Home. В сервисе были тематические зоны для разных игр, где крутились трейлеры, а на площади можно было смотреть конференции корпорации в прямом эфире. Всё это задолго до тусовок внутри Fortnite и перформансов Devolver Digital. Sony тут не только опередила время, но и, увы, не смогла предоставить удобные инструменты для общения. Всё-таки набирать текст на контроллере — то ещё удовольствие.

 В PS Home можно было стильно одеваться, обустраивать свою комнату и вести беседы в общей локации

В PS Home можно было стильно одеваться, обустраивать свою комнату и вести беседы в общей локации

Седьмое поколение запомнилось и отчаянной борьбой издателей с рынком вторичной продажи игр, поэтому у некоторых проектов, выходивших на PS3, был специальный «пропуск» в мультиплеер, который привязывался к аккаунту. Хотите поиграть на другой консоли с того же диска, но другого аккаунта — платите. Решение было настолько непопулярным и странным, что от него отказались довольно быстро.

Странной оказалась и вся эпоха PlayStation 3, ставшая во многом переходной. Студиям пришлось перестраиваться под новые, куда более затратные реалии, а часть жанров умерла или переехала на портативки. Впрочем, на этом приключения Sony не закончились — если PlayStation 3, производство которой остановили в 2017 году, ещё удалось кое-как вытянуть, то следующее устройство корпорации провалилось по всем фронтам.

#Глава V. PlayStation Vita. Я тебя породил, я тебя и убью

Ах, Vita. Весьма иронично, что консоль со словом «жизнь» в названии умерла для всего мира, кроме Японии, довольно быстро. На родине портативка запустилась 17 декабря 2011 года, а 22 февраля 2012-го добралась до остальных регионов по цене 299 евро. На «Виту» обещали выпустить кучу всего, включая отдельную часть Bioshock, а заодно делали технодемки MGS4 и Yakuza. Впрочем, до релиза добралось не так много, а судя по качеству Resistance: Burning Skies и Call of Duty: Black Ops Declassified, лучше бы и не добиралось вовсе. Где-то под конец 2013 года Sony объявила о пересмотре своих планов на устройство — фокус сместился с дорогих проектов на средний бюджет и инди. Другими словами, компания поставила на устройстве крест.

Хотя, казалось бы, «самая мощная портативка» на рынке, классный сенсорный OLED-дисплей, необычная задняя тач-панель, два стика (кто играл на PSP, знает, насколько это важно), удобный сетевой сервис. Что могло пойти не так? Да вообще всё.

 «Виту» неплохо представили на Е3 2011, однако консоль это не спасло

«Виту» неплохо представили на Е3 2011, однако консоль это не спасло

Главной причиной стало то, что Sony относилась к «Вите» откровенно наплевательски. Компания толком не оправилась от тяжёлого запуска PlayStation 3, испытывала финансовые трудности и попутно готовилась к старту PlayStation 4. Портативку просто бросили на произвол судьбы спустя два года после её выхода. Поток релизов стремительно иссякал, делать новые было толком некому, а голую консоль без игр — вот это поворот! — геймеры покупать не хотели. Второй раз подряд компания, понадеявшись на успех предыдущего устройства и пресловутую мощность, села в лужу. Свою роль тут сыграла и проприетарная карточка памяти, обязательная для запуска некоторых игр. Её цена превышала стоимость стандартных microSD в разы, и до сих пор карточки для «Виты» толком не подешевели. Есть неофициальные переходники, позволяющие использовать более дешёвую память, но я не знаю, насколько хорошо они работают.

 На этот раз Sony не стала выдумывать новый формат, а выпускала игры на картриджах. Для сравнения — носители для Nintendo 3DS и Switch.

На этот раз Sony не стала выдумывать новый формат, а выпускала игры на картриджах. Для сравнения — носители для Nintendo 3DS и Switch.

PS Vita продвигали в том числе и возможностью переносить свои сохранения с PS3 на портативку и обратно в разных проектах. С одним большим НО — чаще всего требовалось купить две версии игры, а там уже развлекайтесь с сейвами, как хотите. Естественно, желающих дважды платить за одно и то же было не слишком много. Зато Remote Play, благодаря которому можно транслировать игры с PS4 на «Виту», получился отличным.

Вообще, за вторую портативку Sony очень обидно. Ведь Nintendo тоже запускала 3DS с проблемами, однако грамотная ценовая политика и поток мощных эксклюзивов (одна серия Monster Hunter чего стоит!) спасли ситуацию. Могла ли Sony хотя бы попытаться помочь своему детищу, как помогала PSP? Наверное, да. Хотела ли? Определённо нет.

Я до сих пор люблю свою «Виту», купленную в первый день продаж в России, и считаю её крайне недооценённой платформой, убитой странной политикой своего родителя. Она уже тогда пыталась предлагать полноценные игры в портативном формате — «большая N» на Switch довела это дело до ума. И хотя «Вита» не может похвастаться большой библиотекой эксклюзивов — она вообще оказалась единственным устройством из всего семейства PlayStation, не получившим уникальных выпусков Final Fantasy, Gran Turismo и Metal Gear Solid, — у неё были свои интересные проекты. Это и Tearaway, на полную катушку использующая возможности системы, и гротескная Soul Sacrifice, и милая Gravity Rush. Не говоря уже о великолепной Persona 4 Golden, пусть это и был дополненный порт с PS2. Да и Killzone: Mercenary с Uncharted: Golden Abyss были неплохи.

Однако этого всё равно оказалась мало. Для меня «Вита» довольно быстро трансформировалась в классный эмулятор первой PlayStation и PSP. В PS Store — неплохой выбор классики, а отсутствие нижних шифтов вполне компенсируется наличием сенсорных панелей. Причём кнопки R2 и L2 можно вешать как на основной экран, так и на задник. И если на стационарных консолях проходить старые игры уже не слишком удобно, то портативный формат — самое то.

 На «Вите» доступны классические игры Ясуми Мацуно! Уи-и-и-и ^^

На «Вите» доступны классические игры Ясуми Мацуно! Уи-и-и-и ^^

За время жизни «Виты» вышло несколько версий, где немного менялся дизайн, а заодно пропала поддержка 3G. Однако самой странной из всех вариаций стала PlayStation TV — мертворождённая «приставка» к телевизору, которая умела запускать игры для портативки. Если саму PS Vita не хотели толком покупать, то это недоразумение и подавно никому не сдалось. Мучения бедняги продолжались восемь лет — в 2019 году консоль, не добравшуюся даже до 20 миллионов проданных устройств, сняли с производства. Впрочем, вытащить её из сердец тех, кому она полюбилась, вряд ли когда-нибудь получится.

#Глава VI. PlayStation 4. «Графонистый» ренессанс

Вот мы и добрались до PlayStation 4, ставшей уже семилетней старушкой. Быстро же время летит, однако. Я не считаю, что она выиграла войну в этом поколении благодаря каким-то своим особенностям или действиям Sony — победа досталась за отсутствием противников. Microsoft ещё на первой презентации Xbox One прострелила себе обе ноги, руки и затылок попытками сделать из игровой консоли мультимедийный центр с TV через TV и обещаниями адской DRM, а Nintendo отвратительнейшим образом представила Wii U — немало людей подумали, что компания показывает дополнительный аксессуар с экраном для Wii. В таких условиях от Sony требовалось лишь сказать: «У нас есть игры. Вы можете свободно обмениваться ими. И мы попросим за это на 100 баксов меньше, чем “зелёные”». Собственно, так она и сделала и теперь купается в деньгах.

Sony перед запуском PS4 откровенно издевалась над «майками» подобными роликами. Хотя вышло действительно смешно

Вообще, восьмое поколение получилось очень безопасным и весьма скучным в технологическом плане, став поколением унификации. Если Microsoft никогда не скрывала железную ПК-сущность Xbox, то Sony, каждый раз предлагавшая уникальные решения и новые носители, отошла от этого принципа. Повторение истории с PS3 просто бы убило бренд. Поэтому ведущий архитектор системы Марк Церни сделал простую и понятную для разработчиков консоль, без всяких Emotion Engine или Cell. Создавалась она совместно с AMD, а в качестве начинки были выбраны модифицированный восьмиядерный процессор AMD (1,6 ГГц) на архитектуре Jaguar, модифицированный же графический чип от той же компании и 8 Гбайт GDDR5. Об обратной аппаратной совместимости при таком железе речи быть не могло. Причём забавно, что «красные» в то же время помогали и Microsoft с Xbox One. В итоге вместо столкновения умов и своего видения железа у конкурентов образовался плюс-минус паритет в мощностях. Решение вкрутить в конвейер Xbox One промежуточный буфер eSRAM сыграло злую шутку с системой — она тянула мультиплатформу хуже, чем PS4, что делало выбор в пользу системы Sony очевидным для большинства покупателей.

Возможно, я окажусь здесь не прав, но как раз переход к стандартным архитектурам без толкового запаса производительности и привёл к появлению более мощной PlayStation 4 Pro, вышедшей всего лишь спустя три года после релиза четвёртой «соньки». Sony и Microsoft вряд ли могли предсказать появление карточек, поддерживающих трассировку лучей, но вот бум 4К, начавшийся чуть ли не сразу после релиза базовых систем, они, похоже, проморгали. Или разыграли «многоходовочку», продав многим две консоли в пределах одного поколения.

Как бы то ни было, если смотреть на числа, объективно, PS4 стала успешной: это третья стационарная консоль компании, улетевшая за 100 миллионов проданных устройств по миру. В абсолютном рейтинге домашних платформ это ставит ее на второе место, сразу после PlayStation 2. Интересно, что на этот раз устройство запускалось сперва на Западе — оно вышло 15 ноября 2013 года в США, 29 ноября — в Европе, а до Японии добралось лишь 22 февраля 2014-го.

Четвёртая «сонька» внесла свой вклад в популяризацию VR, получив собственный шлем виртуальной реальности, финансовые показатели которого среди подобных устройств оказались очень и очень хороши. И периферия для него давно уже была готова — PS Move и PS Camera достались консоли от PS3. Были и попытки сделать свой стриминговый сервис, PlayStation Now, но он до сих пор официально запущен в мизерном количестве стран.

 Впервые компания выпустила более мощную по сравнению с базовым вариантом консоль

Впервые компания выпустила более мощную по сравнению с базовым вариантом консоль

Заодно Sony в очередной раз поэкспериментировала с контроллером — DualShock 4, помимо гироскопов, получил сенсорную панель и динамик. Ни то, ни другое не взлетело, хотя время от времени и используется в играх — видимо, когда разработчики всё-таки вспоминают о дополнительных функциях. Единственным успешным решением оказалась кнопка Share — это очень удобная возможность мгновенно снять скриншот, начать трансляцию на Twitch или записать ролик. А вот за постоянно светящуюся LED-панель на задней части контроллера хочется дать инженерам по рукам — совсем выключить её почему-то до сих пор не позволяют (разве что с помощью скотча). В тёмной комнате играть крайне неудобно.

Безусловно, с появлением PlayStation 4 Sony удалось прервать череду неудач, преследовавших компанию во времена PS3 и PS Vita, заодно собрав на консоли одни из самых громких и финансово успешных проектов этого поколения вроде Uncharted 4, The Last of Us Part II, Marvel’s Spider-Man и God of War.

Субъективно же, мне с Sony стало совсем не по пути. За семь лет жизни на консоли толком ничего не появилось. И даже больше — Yakuza и Metal Gear Solid ушли в мультиплатформу, а игра внутренней студии, Horizon Zero Dawn, вышла на ПК. Вместо огромного разнообразия эксклюзивов во всех мыслимых жанрах для всех и каждого компания кардинально просела по их количеству и сконцентрировалась лишь на двух направлениях. В первую очередь это кинематографические, якобы «взрослые» экшены, в которых студии выкручивали сумасшедшую графику, но никак, вообще никак не продвинулись по части геймплея, а то и шагали назад. Спойлер — если засунуть в проект кучу кишок или повторять слово «семья» каждые пять минут всеми героями подряд, то хоть сколько-нибудь серьёзным он автоматически не станет. The Order: 1886 вообще можно назвать квинтэссенцией таких эксклюзивов для PS4 — безумно красивый экшен, в котором нужно смотреть неплохо поставленный фильм, ходить по коридорам да стрелять время от времени, между заставками.

Во вторую очередь Sony предлагала открытые миры вроде inFamous: Second Son, Horizon Zero Dawn и Days Gone — во времена, когда, кажется, только к файтингам (пока что) не прикручиваются бесконечные виртуальные километры с бесчисленным количеством знаков вопроса на карте. Даже Naughty Dog, студия, которая каждое новое консольное поколение придумывала оригинальную серию, окончательно погрязла в сиквелах. По технической части к «догам» вопросов нет, студия всегда была на высоте, а вот по части геймплея — тонна. Да что там ND, Кадзунори Ямаути ушёл с Gran Turismo в сторону онлайна, из-за чего на PS4 так и не вышло номерной части с нормальным однопользовательским режимом. Создателей Driveclub, студию Evolution, Sony вообще внезапно закрыла в тот момент, когда игра после исправления недостатков пошла в гору.

Все эти изменения в библиотеке консоли привели к тому, что я могу с ходу назвать под двадцать эксклюзивов для PS и PS2, что-то там наскрести в памяти для PS3, но при упоминании PlayStation 4 в голове появляется лишь одно название — Bloodborne. Это вершина поджанра «соулсов» и лучшая работа Миядзаки. Ну ладно, ещё The Last Guardian на пару c Death Stranding (уже есть на ПК) очень старались хоть как-то разнообразить скучную, однобокую линейку платформы необычными находками по части игрового процесса. Можно ещё записать Dreams, но это конструктор под видом игры. Всё.

 Возможность играть во время загрузки оказалась рекламным ходом. Хорошо, если можно было уйти дальше вступительной заставки и уровня, не дожидаясь полноценной установки

Возможность играть во время загрузки оказалась рекламным ходом. Хорошо, если можно было уйти дальше вступительной заставки и уровня, не дожидаясь полноценной установки

Наверняка многие будут говорить, что автор тут хейтит, вообще не прав, фу-у-у-у, на PS4 есть куча игр. Технически да, куча. Мультиплатформы. Однако я считаю, что именно эксклюзивы — лицо консоли. То, ради чего её стоит купить. То, чего нет и не будет у других. То, что создаёт конкуренцию и максимально раскрывает потенциал устройства. В конце концов, это то, благодаря чему я когда-то влюбился в PlayStation. Иначе какой вообще смысл во всех этих консолях, если они, пусть и под разными названиями, будут проигрывать одни и те же игры-сервисы, вылезающие одна за другой? Выпустите тогда Destiny Battleroyale PlayBox, который за каждый запуск будет просить донат, и закончим с консольными войнами раз и навсегда.

Немалая часть наиболее интересных, необычных и прорывных проектов разрабатывались в первую очередь именно как эксклюзивы для разных консолей. Более того, некоторые из них появились лишь благодаря сделкам с каким-либо платформодержателем — им были нужны классные имиджевые проекты, пусть и не блистающие продажами, но приводящие новых людей в экосистему. Sony занималась этим на протяжении двух поколений, постоянно чем-то удивляя, но на PS4 решила привлекать лишь любителей кинематографичных шутеров и открытых миров, сделанных под копирку. Ничего не имею против таких проектов, но для меня, видевшего всё разнообразие библиотеки PlayStation своими глазами, четвёртая «сонька» по игровой составляющей оказалась худшей платформой Sony. Я, прошедший практически всё крупное, что появлялось только на PS4 и внимательно следивший за происходящим, не смог без «Википедии» вспомнить подавляющую часть релизов за последние семь лет. Они все слились в какую-то невнятную серую массу. В первый раз за все свои 23 года знакомства с PlayStation мне было жаль потраченных на консоль денег. Ведь к Sony я всегда обращался за тем, чего не было у других. Сейчас же я могу спокойно играть практически во всё, что есть на PS4, на ПК, ещё и с бесплатным онлайном. А консоль пылится под телевизором.

Тем же, кто считает, что время эксклюзивов прошло, а издатели будут спонсировать нишевые или необычные игры по доброте душевной, советую обратить внимание на происходящее с Apple Arсade. Благое начинание купертинцев обернулось тем, что они начали в открытую просить разработчиков добавлять больше «удерживающих элементов» и отказывать проектам, где нет механик, «подсаживающих» игроков на подписку. Вот ведь неожиданность.

Впрочем, ладно, это тема для отдельного разговора. PlayStation 4 же доживает свой век, хотя пару лет ещё будет активной. Вряд ли у неё получится побить PS2 по продажам, но подобраться к ней как можно ближе — почему бы и нет? Тем более переход к следующему поколению обещает быть настолько плавным, что в ближайший год вряд ли появится острая необходимость в новых устройствах.

Заканчивая с PS4, хочется отменить невменяемую самоцензуру у российского отделения Sony в этом поколении. Просто взять и не выпускать какие-то игры в нашем регионе без толковых объяснений и комментариев — это как минимум некрасиво по отношению к людям, уже купившим PS4. Заставляет задуматься о том, что будет твориться на PlayStation 5 и какие проекты российским владельцам придётся импортировать из-за «инициативы» местного офиса.

 Этот слоган смешил всё поколение, потому что в меня, старого поклонника PlayStation, Sony не попала вообще. Рад, если у вас другая ситуация

Этот слоган смешил всё поколение, потому что в меня, старого поклонника PlayStation, Sony не попала вообще. Рад, если у вас другая ситуация

#Глава VII. PlayStation 5. Верхом на SSD в светлое будущее

Если пандемия не внесёт свои коррективы, то старт продаж PlayStation 5 должен состояться где-то в ноябре-декабре этого года. Судя по последним слухам, устройство сначала появится в США, а уже потом в остальном мире. Запуск новых консолей всегда был для меня чем-то вроде праздника: свежие технологии, куча новых анонсов и геймплейных демонстраций. Однако после просмотра нескольких презентации Sony (да и Mircrosoft), где должны были представить пресловутый «некстген», складывается ощущение, что индустрия откатилась к Е3 2005. Огромная куча роликов, засилье CGI с «художественным видением», чистого геймплея практически нет.

 В свежем поколении Sony решила представить весьма занимательный дизайн консоли. Выглядит классно

В свежем поколении Sony решила представить весьма занимательный дизайн консоли. Выглядит классно

В тот раз до запуска PS3 оставалось полтора года, а Sony на E3 2006 исправилась, сейчас же до релиза новой консоли 2-3 месяца, но ни одной продолжительной демонстрации игрового процесса у компании нет. Разве что разработчики Ratchet & Clank показали хоть что-то. Я уже давно не верю роликам и уж тем более никогда не поверю трейлерам, показывающим лишь «видение». Оно ещё кучу раз изменится, особенно когда выход проектов намечен на 2022-й, а то и 2023 год. Где там Deep Down, анонсированная на запуске PlayStation 4, м-м-м? Инсайдеры говорят, что у Sony, конечно, есть ещё козыри в рукаве и «вот сейчас-то как бабахнет!», однако будет совсем печально, если до появления системы в продаже нам просто прокрутят ещё с десяток постановочных видео.

Не меньше удивляет и нежелание японской корпорации озвучивать цену и дату запуска. Вторая ещё может измениться, ладно, но стоимость Sony всегда объявляла где-то за полгода до релиза консоли. Сейчас же компания будто воды в рот набрала, но выиграла в «гляделки» у Microsoft. Редмонцы «сломались» первыми: 499$ за Xbox Series X и $299 — за S-версию. Похоже, американцы на этот раз решили откровенно демпинговать — по сообщениям инсайдеров, стоимость PS5 была значительно выше, но Sony пришлось её снизить. Вопрос в том, насколько. Японцы один раз уже предлагали PS3 за 599 баксов при себестоимости в ~850 — если производство и компоненты пятой PlayStation слишком дороги, а компания не захочет первое время продавать устройство с большими убытками, то ситуация может повториться.

Не нравится мне и хвастовство «невероятно быстрым» SSD при отсутствии хоть какого-то реального подтверждения этих слов. Sony уже вешала лапшу на уши о технических характеристиках во времена PlayStation 3. Опять же, я тут не занимаюсь хейтерством, обижая «вашу любимую PlayStation», хотя имею полное право высказать свое мнение, благо все консоли Sony у меня до сих пор есть. Мне действительно интересно посмотреть, насколько быстро игры будут запускаться из главного меню. Увидеть, как работает телепортация из одной точки мира в другую и прочая, и прочая, что может дать нам огромная пропускная способность твердотельного накопителя и завязанной на него архитектуры. Надеюсь, на ближайшей презентации Sony всё-таки покажет что-нибудь из этой области.

А вот что действительно интригует, так это работа с 3D-звуком при помощи отдельного чипа Tempest Engine. Её практически невозможно продать с экрана — нужно слушать самому, причём именно на PS5. Вообще, после крутейшей Hellblade, до глубины души впечатлившей бинауральным аудио, мне очень не хватает игр с такой же проработкой звуковой составляющей. Музыку и прочие сопутствующие эффекты в играх почему-то чаще всего оставляют «на потом», выделяя на них бюджеты куда меньшие, чем на графику. Очень зря, поскольку этот аспект не менее важен. Если PlayStation 5 сможет совершить качественный рывок в этом направлении, то Sony как минимум заслуживает аплодисментов. С другой стороны, корпорация ещё в 2005 году, показывая торнадо, носящиеся по виртуальному полю, говорила, что «звук каждого из тысячи лепестков уникален и обрабатывается невероятно мощным Cell». Тогда это так и осталось фантазиями.

 Пс-с-с, парень, не хочешь немного игр?

Пс-с-с, парень, не хочешь немного игр?

Чем ближе к релизу PS5, тем больше появляется и подробностей работы операционной системы. Отдельные части игр — например, мультиплеер — можно будет запускать сразу из главного меню. Это тоже весьма занимательно. Да и про новый геймпад, DualSense, рассказали уже довольно много. Курки с отдачей и сопротивлением, чтобы чувствовать, будто сам натягиваешь тетиву лука, ух! Звучит прикольно, но, как показывает история, все интересные идеи, заложенные в контроллерах Sony, после выхода консоли толком не используются.

Вообще, графики релизов мультиплатформы и программы по обновлению уже вышедших игр показывают, что переход на новые устройства уже не будет скачкообразным, а произойдет предельно неторопливо и плавно. Хотелось бы, чтобы на этот раз студии не делали упор на бесконечные километры открытых миров и графику ради графики — её тянуть уже толком некуда, — а обратили внимание на другие аспекты: звук, искусственный интеллект виртуальных жителей, интерактивность, разрушаемость. Ведь не дело, когда Alone in the Dark 2008 года вчистую уделывает по способам и вариантам взаимодействия с окружением и хвалёную Uncharted 4, и The Last of Us Part II, и вообще любой крупнобюджетный проект на PS4. Не верите — можете проверить сами.

На этот раз мы, похоже, будем наблюдать не столько битву железа, сколько сражение сервисов и моделей распространения игр. Microsoft делает агрессивную ставку на Game Pass и, по слухам, планирует отменить придуманную ею же «плату за воздух», разрешив пользоваться мультиплеером на Xbox бесплатно. Японская компания пока на слухи никак не отреагировала, но её PS Plus на фоне конкурента выглядит, мягко говоря, бледненько. Впрочем, гадать можно ещё долго, и лучше дождаться презентации. Sony совсем скоро должна сделать свой ход — надеюсь, она сможет ответить на накопившиеся вопросы. И рассказать, почему стоит бежать за новенькой PlayStation 5 если не в день релиза, то в ближайшем будущем.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Google представила Learn About — инструмент интерактивного обучения на базе искусственного интеллекта 37 мин.
Аудитория Threads превысила 275 млн пользователей за год с момента её запуска 4 ч.
У VK Cloud появился ИИ-консультант по облачным сервисам 7 ч.
На «Госуслугах» появилась форма для регистрации блогеров с аудиторией более 10 тыс. подписчиков 8 ч.
Правительство запретило незарегистрированным майнерам расходовать более 6000 кВт·ч электроэнергии в месяц 8 ч.
Apple объявила о покупке популярного редактора изображений Pixelmator литовской разработки 14 ч.
Новая статья: Neva — белый Бим Черные рога. Рецензия 19 ч.
Авторы «Мора» объяснили, зачем превратили кампанию Бакалавра в Pathologic 3, и вспомнили про Самозванку 19 ч.
Google начал внедрять генеративный ИИ в «Карты» и другие геосервисы 20 ч.
Создатель DayZ анонсировал «убийцу Kerbal Space Program» — Kitten Space Agency 21 ч.
Тесты Qualcomm Snapdragon 8 Elite показали, что смартфоны на нём склонны к перегреву 29 мин.
В гонке за передовым ИИ техногиганты потратят в 2024 году более $200 млрд 3 ч.
Intel до сих пор не начала зарабатывать на контрактном производстве чипов — заказов очень мало 3 ч.
Созданы сверхтонкие солнечные панели для дирижаблей — их масса меньше 700 г на квадратный метр 4 ч.
OnePlus 13 возглавил рейтинг самых мощных Android-смартфонов по итогам октября 4 ч.
В США задумались о санкциях против китайских производителей дисплеев — они вытесняют всех конкурентов 4 ч.
Спутники мобильной связи AST SpaceMobile стали ярчайшими объектами на ночном небе — астрономы в шоке 4 ч.
Власти США готовят «план спасения Intel» на случай дальнейшего ухудшения её финансового положения 4 ч.
Samsung в 2025 году выпустит собственную гарнитуру смешанной реальности по цене до $1500 4 ч.
Австралия взялась заменить Китай на рынке редкоземельных металлов в случае обострения санкционной войны 5 ч.