Астрономы открыли второй гигантский экзоспутник – он вращается вокруг планеты Kepler-1708b

Американские астрономы нашли доказательства того, что вокруг экзопланеты Kepler-1708b вращается гигантский спутник, размер которого примерно в 2,6 раза больше Земли. На данный момент это второй подобный объект, обнаруженный за пределами Солнечной системы.

Источник изображения: Andreas Haenel / EPA

«Астрономы открыли уже более 10 тыс. экзопланет. При этом поиски экзоспутников пока остаются сложной задачей из-за низкой чувствительности телескопов. Поэтому неудивительно, что первыми мы нашли столь необычные спутники, Kepler-1625b-i и Kepler1708b-i, так как их гораздо проще обнаружить из-за гигантских размеров», — прокомментировал открытие один из авторов исследования Дэвид Киппинг (David Kipping), профессор Колумбийского университета.

Напомним, экзоспутниками принято называть спутники планет, находящихся за пределами Солнечной системы. Первым таким объектом стал спутник Kepler-1625b-i, который был обнаружен астрономами в 2017 году. Он вращается вокруг крупного газового гиганта Kepler-1625b, находящегося в созвездии Лебедя примерно в 8 тыс. световых лет от нашей планеты. По размерам Kepler-1625b сопоставим с Нептуном или Сатурном.

После обнаружения первого экзоспутника учёные начали систематически проводить поиск таких объектов, для чего анализировались данные, получаемые от космических телескопов Kepler и TESS. Для более подробного изучения были выбраны 70 крупных и холодных экзопланет. В конечном счёте учёным не удалось обнаружить экзоспутники ни у одной из этих планет, за исключением газового гиганта Kepler-1708b. Эта планета вращается вокруг звезды Kepler-1708, которая представляет собой близкий аналог Солнца и располагается в созвездии Лебедя в 5,5 тыс. световых лет от Земли.

Анализ тысяч фотографий этой звезды помог учёным прийти к выводу, что вокруг Kepler-1708b вращается экзоспутник. Точные размеры и масса этого объекта ещё не были определены. Астрономы рассчитывают, что в этом помогут дальнейшие наблюдения, в том числе с помощью телескопов Hubble и James Webb.