План тройки был прост — припирают отступающую девушку к бревнам, потом двое блокируют, а третий убивает. Ничего у них не получилось. По той простой причине, что девушка не отступала, а нападала.
Она проскользнула между ними балетным пируэтом так ловко, что почти не оставила на песке следов.
Анджей Сапковский. «Башня Ласточки»
Заслуженный деятель индустрии игр Кейдзи Инафуне осенью представил общественности свой новый проект — экшен с видом от третьего лица ReCore. По сюжету игры остатки человечества пытаются выжить на отдаленной планете среди агрессивных роботов. Протагонистом оказалась, что характерно, девушка, и она не только расстреливает озлобленные железки, но и водит компанию с более толерантными роботами. В сиквеле венценосного боевика Dishonored мы получили возможность сыграть за молодую императрицу Эмили Колдуин, более беспощадную к врагам, чем сессия к студентам. Успешно начался третий сезон «Ходячих мертвецов» от Telltale Games, где мы с радостью встретились с повзрослевшей Клементиной. Женщины всегда выделялись гибкостью на фоне брутальных мужланов, и видеоигры не стали исключением. Разберемся, где еще девушки мира интерактивных развлечений превзошли обладателей квадратных челюстей и незамутненного мировоззрения. Да, Маркус Феникс, это мы про тебя.
Если пошелестеть страницами истории нашей любимой индустрии, то выяснится, что вопрос полов никогда и не стоял. К тому моменту, как видеоигры сформировались в четко выраженное творческое направление, в мире уже отгремели все возможные культурные революции. В кино без малого сорок лет назад такие женщины, как лейтенант Эллен Рипли, еще производили эффект легкого шока, а вот в геймдеве сильные героини не удивили никого. Самая первая игра серии Golden Axe, вышедшая в 1989 году, предлагала взять под управление не только гнома-крепыша или варвара, но и смертоносную амазонку. Многочисленные beat ‘em up из девяностых в обязательном порядке включали в список доступных персонажей бойкую девицу. И чем дальше, тем решительнее дамы расталкивали острыми локотками представителей условно сильного пола.
На сегодняшний день девушки представлены в играх во всех вариациях: они могут быть как главными героинями, так и спутницами протагониста или неигровыми персонажами.
Если обратиться к центральным персонажам женского пола, то выяснится, что чаще всего они демонстрируют игроку качества настоящих бойцов. Первое место в небритом хит-параде брутальности и изощренной жестокости по-прежнему занимает спартанец Кратос, но девушки способны взять приз в иных номинациях.
Лара Крофт шагает в первых рядах условного списка самых любимых в поп-культуре авантюристов — в ее изящную спину жарко дышит Натан Дрейк, а старина доктор Джонс идет где-то рядом, бормоча комплименты. Слешер Heavenly Sword, в 2007 году успешно продвигавший PlayStation 3 в массы, предлагал участие в массовых баталиях в роли девушки-воина Нарико. Лучшая ведьма в истории видеоигр — сексапильная Байонетта из одноименного консольного хита. Роль легконогой Фэйт предлагает антиутопия от первого лица Mirror's Edge. Обольстительная шпионка Кейт Арчер из дилогии No One Lives Forever задумывалась как пародийный ответ Джеймсу Бонду, но в итоге замечательные игры о приключениях Кейт стали более популярны, чем игровые воплощения бондианы. В любом из многочисленных проектов пестрого семейства с подзаголовком LEGO среди доступных персонажей обязательно найдутся девушки — они по традиции обеспечивают сложную акробатику и интеллектуальные возможности вроде взлома компьютеров.
Интересно, что героиня хорошей игры вовсе не обязательно должна быть грозной воительницей или чемпионом по боевому самбо. Нет, остросюжетного триллера про годовой баланс и бухгалтера Анну Петровну нам еще не предложили. Но в бессмертной классике Beyond Good and Evil Джейд занимается фотожурналистикой, а в Dead Rising 2 отчаянная репортер Ребекка продирается через толпы зомби. Кейт Уолкер из Syberia — юрист, переживающая лавину приключений ради подписания контракта о покупке фабрики игрушек. В общем, времена гор грязных кастрюль и ломающихся стиральных машин для женщин в играх закончились, не успев толком начаться. Некоторые профессии, даже те, что со вкусом экстрима, даются женской половине лучше, чем мужской.
Со времен античной «Илиады» женщины выступали мощным мотиватором для мужского пола. В играх прекрасный пол привычно занимается именно побуждением к действию. Иногда дамы направляют сюжет своей нежной рукой: Габриэль Бельмонт из Castlevania: Lords of Shadow крошит нечисть в опилки, пытаясь воскресить супругу, крестоносец Данте из Dante's Inferno отправляется за возлюбленной в пекло. У самых истоков видеоигр лежит поход водопроводчика Марио за похищенной принцессой! А иногда защита прекрасных дам становится основой игрового процесса. Обладатель вовсе не детских рогов мальчик Ико (игра Ico) очень трогательно заботится о принцессе Йорде, оберегая ее от напастей жуткого заколдованного замка. Леон Кеннеди из Resident Evil 4 значительную часть игрового времени вырывает президентскую дочь из похотливых лап испанских сектантов. Закрывать девушек от напастей могучей грудью — такова священная обязанность мужчин испокон веков, и мир видеоигр в этом случае не мог и не хотел быть исключением.
Неигровые персонажи (они же NPC) достойно представлены женщинами — это понятно и легко объяснимо. Выдать заковыристое задание-квест или скупить по дешевке когти болотного кровососа — истинно женские занятия в играх ролевого жанра. Даже в умирающем мире Dark Souls вы можете купить лучшие товары именно у сноровистой дамы; торговка давно стала нежитью, но обостренное чувство самосохранения заставляет ее прятаться от клиентуры за крепкой решеткой, прямо как на просторах СНГ в лихие девяностые.
Образ опасной красотки, роковой женщины, также успешно отработан игровыми сценаристами и дизайнерами. Холодная, коварная красота всегда притягивала мужчин, и в видеоиграх такой прием работает безотказно. Неуловимый Ричард Б. Риддик с трудом избежал операции по превращению в боевого зомби, встретившись с Гейл Ревас, капитаном корабля «Темная Афина», — безжалостной и больной на всю свою очаровательную голову.
Впрочем, некоторые известные злодейки игрового мира обходятся вовсе без красоты и успешно запоминаются публике. Николь Хорн из нуарной классики 2001 года Max Payne успела сотворить немало темных дел, будучи президентом крупной компании, пока до нее не добрался потерявший все полицейский. Хорн на роковую красотку никак не тянет — она страшнее самого ужасного сна призывника, как и жестокая глава подводной секты София Лэмб из BioShock 2. При создании образов женщин-антагонистов бойцы геймдева уверенно переступают через штампы, за что им честь и хвала.
Милые дамы, как правило, более эмоциональны и чувствительны, чем толстокожие мужики. Талантливый сценарист способен грамотно использовать такие гендерные особенности для создания объемных, убедительныx, эмоционально богатых образов. Недаром среди самых «живых» персонажей видеоигр значительную часть составляют прекрасные дамы. Если вы играли в The Last of Us, Life is Strange и BioShock Infinite, то до конца ваших долгих и счастливых лет не забудете грустную и решительную Элли, застенчивую Макс Колфилд и абсолютно неотразимую Элизабет.
Что характерно, некоторые выдающиеся женские персонажи мира видеоигр вообще не принадлежат к роду людскому. Сара Керриган из StarCraft была предана, попала в лапы к мерзопакостным зергам и превратилась в их ужасную королеву. В мире Mass Effect значительного влияния добилась однополая женская раса азари — синекожие инопланетянки по загадочным причинам привлекательны для мужчин абсолютно всех галактических рас, даже для кривоногих кроганов. Не обошла эта любовь и Шепарда. В другой эпической серии, Dragon Age, BioWare навсегда закрыла вопрос о том, как выглядят женщины гномов и есть ли вообще у гномов женщины. Вопреки мнению блистательного сэра Терри Пратчетта, гномские барышни не обладают мягкими и шелковистыми бородами. В мире Dragon Age в подземных городах живут крепкие телом и душой, невысокие и миловидные гномихи, эдакая кровь со сметаной, мечта белорусского комбайнёра. В Dragon Age: Origins — Awakening в команду Серых стражей попадает женщина-гном Сигрун из отряда подземных пограничников; Сигрун обладает острым топором и не менее острым языком.
Хитроумные поборники закона, воинственные блюстители нравственности и прочие бездельники могут сколько угодно обвинять видеоигры во всех смертных грехах, но доказательствами в большинстве случаев выступают лишь бурное негодование и летящая от воплей слюна. Зато мы, поклонники цифровых миров, можем обоснованно гордиться тем, что компьютерные игры давно стали территорией, по большей части свободной и от мужского шовинизма, и от агрессивного феминизма. Девушки и женщины из игр прочно заняли свое место в массовой культуре, ни в чем не уступают мужчинам, а в чем-то даже их превосходят. И если вам кажется, что для девочек-подростков Лара Крофт — плохой пример для подражания, значит, вы просто не знаете, о чем вообще идет речь. Увы, так у противников видеоигр бывает часто.
В этом году мы сможем сыграть в долгожданные Horizon Zero Dawn, NieR: Automata, Hellblade и Prey for the Gods. Нас ждут новые встречи с милыми дамами, новые переживания и сильные эмоции. Женское вторжение во вселенную видеоигр успешно продолжается. Всем на радость.