Как рождаются планеты: учёные наблюдают формирование тела около молодой звезды

Европейская Южная Обсерватория (European Southern Observatory, ESO) сообщает о том, что учёные получили, возможно, первые прямые свидетельства появления новорождённой планеты.

Планеты формируются, когда в пылевых дисках, окружающих молодые звёзды, конденсируются холодный газ и пыль. Но до сих пор астрономам не удавалось получить изображения очень молодых протопланетных дисков, чёткость и глубина которых позволяли бы зарегистрировать специфичный «изгиб», отмечающий место возможного образования новой планеты. На этот раз специалисты смогли обнаружить эту характерную особенность.

Исследователи наблюдали за молодым светилом AB Возничего, которое расположено в 520 световых годах от Земли в созвездии Возничего (Auriga). Работы выполнялись на Очень Большом телескопе VLT Европейской Южной Обсерватории.

В плотном газопылевом диске вокруг названной звезды учёные заметили особую спиральную структуру с изгибом, отмечающим возможное местонахождение рождающейся планеты. Используя мощную оптическую систему SPHERE на телескопе VLT, астрономы смогли зафиксировать слабое свечение микроскопических пылевых зёрен и излучение внутренней части диска. Обнаруженный «изгиб» указывает на происходящее в диске образование планеты.

«Он [изгиб] отмечает точку соединения двух спиральных ветвей — одной, закручивающейся внутрь орбиты планеты, и другой, раскручивающейся наружу. А соединяются эти спирали в точке образования планеты. Здесь происходит аккреция газа и пыли из диска на формирующуюся планету и её дальнейший рост», — говорят исследователи.