Новости Hardware

Лица России: Галина Балашова — засекреченный создатель интерьера советских космических аппаратов

Освоение космоса на протяжении вот уже нескольких десятков лет кажется для человечества одной из первостепенных задач, поэтапное выполнение которой на наглядном примере демонстрирует достижения современной науки и является воплощением передовых инженерных идей. Достаточно вспомнить то, с каким вниманием мировая общественность следила за орбитальным исследованием Плутона и восхищалась переданными автоматической межпланетной станцией New Horizons детальными снимками небесного тела.

Немногим ранее в центре событий находилась заключительная часть миссии аппарата Rosetta — посадка на комету Чурюмова-Герасименко исследовательского модуля Philae. Если судить по комментариям к публикуемым нами новостям, то читателям 3DNews также была не безразлична и судьба китайского «Нефритового Кролика» — первого появившегося на естественном спутнике Земли после 40-летней паузы лунохода. Напомним, что последним следы на лунной поверхности оставил советский автоматический модуль «Луноход-2» ещё в далёком 1973 году — через год после того, как состоялась заключительная, шестая по счёту, высадка на Луну астронавтов NASA (финальный аккорд поставил экипаж космического корабля «Аполлон-17»). 

Именно космос дал ответы на многие земные вопросы, став катализатором развития науки и техники

Что же касается отечественных разработок, то СССР и советские конструкторы всегда задавали темп в космической гонке и значились авторами самых инновационных решений, опередивших своё время. Среди таких специалистов оказалась и Галина Балашова, которая занимала должность штатного космического архитектора с середины 60-х годов (первый утверждённый Сергеем Павловичем Королёвым проект, над которым трудилась Балашова, датирован 1964 годом.)

Интерьер космического корабля «Союз»

К сожалению, история иногда складывается таким образом, что люди, которые её творят, незаслуженно остаются за кадром. Аналогичная судьба постигла и выпускницу Московского архитектурного института Галину Андреевну, волей судьбы оказавшейся в конструкторском бюро Королёва (теперь — РКК «Энергия»). Деятельность Балашовой, разработавшей дизайны интерьеров жилых отсеков нескольких советских космических кораблей, оставалась засекреченной до недавнего времени. Но в этом году, будучи в возрасте 84 лет, Галина Андреевна прибыла в Немецкий архитектурный музей во Франкфурте-на-Майне, чтобы принять участие в посвящённой ей выставке под названием «Дизайн советской космонавтики». Мероприятие в знак уважения и благодарности за труд выдающегося советского инженера-архитектора, на счету которой значатся эскизы внутреннего убранства модулей орбитальных станций «Салют» и «Мир», а также аппаратов «Союз» и орбитального корабля-ракетоплана многоразового использования «Буран», организовали немецкие коллеги под руководством Филиппа Мойзера (Philipp Meuser). 

Эскиз компоновки интерьера орбитального отсека лунного орбитального корабля, так и оставшегося на бумаге

Первой работой Галины Балашовой на должности «архитектора советской космической программы» стал дизайн жилого пространства корабля «Союз». В элементах представленного на одобрение высшему начальству эскиза явно прослеживалось желание автора воссоздать домашний уют для пребывающих на околоземной орбите космонавтов. В итоге проекту, предусматривавшему размещение в пилотируемом модуле некого подобия дивана и, как его окрестил главный конструктор, «серванта», дали «зелёный свет». 

Интерьер орбитального модуля корабля «Союз», выполненный Балашовой и одобренный Королёвым 

Архитектор космической программы — профессия, которая предполагает создание прежде всего рационального и технически грамотного, с учётом всех без исключения видов работ и вариантов времяпрепровождения космонавта в полёте, дизайна. И такой параметр, как функциональность, разумеется, здесь стоит на первом месте, а потому Галине Балашовой приходилось не просто рисовать на бумаге эскизы, а согласовывать каждую придуманную деталь со специалистами, подкрепляя свою идею огромным количеством сопутствующих расчётов. Отдельной трудоёмкой задачей оказался выбор используемых при сборке и комплектации модуля материалов для его внутренней отделки: на подбор отвечающих всем параметрам тканей, к примеру, уходили сотни часов рабочего времени.

Даже цвета внутри отсека, в котором размещались космонавты, несли в себе не столь эстетическое, сколь практическое значение: для обозначения в условиях невесомости условного потолка и пола было принято решение придать нижней части интерьера тёмные тона, а верхней — светлые.

Разноцветный дизайн отсека «Салон», в котором бы находился экипаж станции «Мир»

Разноцветный дизайн «Рабочей зоны» на станции «Мир»

К слову, выбор напольного покрытия именно зелёного цвета оказался вовсе не случайным. Таким образом Галина Балашова пыталась сымитировать привычную каждому из нас траву, которая должна вызывать аналогичную ассоциацию у космонавтов для дополнительной стабилизации их эмоционального состояния в условиях нулевой гравитации.

На выставке в Германии среди представленных эскизов под авторством Галины Балашовой можно было обнаружить изображения интерьера и общего дизайна станции «Мир», а также представленный в 1966 году, но так и не воплощённый в жизнь из-за свёрнутой программы проект отсека лунной орбитальной станции. 

Внешний вид космической станции «Мир» в представлении Галины Балашовой

Вариант интерьера лунной орбитальной станции

Вариант интерьера лунной орбитальной станции (другие эскизы)

Также на стендах расположились эскизы обитаемого отсека космического корабля «Союз-М», рисунок панели управления орбитального модуля КК «Союз», эскиз интерьера КК «Союз» и множество других работ женщины, которую считали в СССР родоначальником направления «космическая архитектура».

Вариант дизайна обитаемого отсека космического корабля «Союз-М», не получивший одобрение 

Дизайн командного центра космического корабля «Союз»

Панель управления орбитального модуля КК «Союз»

Кроме того, Галина Балашова увлекается акварельной живописью, которая позволяла ей на протяжении всей жизни реализовывать с помощью красок и кисти свои таланты в работах, на которых не накладывался обязательный гриф «секретно». 

Источник:

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥